Договор безвозмездного пользования автомобилем между физическими лицами

 

Заключение договора безвозмездного пользования транспортным средством: случаи, условия, отличие от аренды. Договор безвозмездного пользования грузовым или легковым автомобилем с экипажем и без него, зачем он необходим. Документы, содержание договоренности и предмет сделки, сроки, условия расторжения.

Когда может потребоваться договор

Ситуации, предполагающие заключение договора о передаче транспортного средства во временное пользование, немногочисленные. В основном они связаны с теми преимуществами, которые дает подписание договора.

Расходы на содержание несет тот, кто пользуется им по договору. Сюда стороны могут отнести замену расходных материалов (фильтры, масла), сезонных шин, мойку и другие расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля.

Штрафы, которые приходят собственнику, должен оплачивать водитель, который фактически владел транспортом и нарушал ПДД.

В соглашении можно предусмотреть компенсацию за износ, появившийся в результате активного использования, например, в такси.

Если владелец автомобиля использует его в служебных целях, то компания может компенсировать ему расходы на горюче-смазочные материалы и учесть их в своих расходах.

Таким образом, договор рекомендуется использовать:

  1. при передаче для работы в такси;
  2. при использовании в служебных целях;
  3. при передаче третьим лицам, которые будут использовать автомобиль длительное время.

Безвозмездное пользование отличается от аренды автомобиля тем, что в первом случае плата за использование не взимается. Другими словами, транспортное средство передается бесплатно.

Содержание и предмет соглашения

Образец договора безвозмездного пользования содержит ограниченное количество пунктов – не более десяти, отражающих основные условия.

Предмет соглашения

Без описания передаваемого имущества договор не считается оформленным.

Информация о транспортном средстве должна быть максимально развернутой, их цель – определить авто. Если данные будут недостоверны, то вместо новой иномарки «КИА» можно получить обратно старую и потертую.

При составлении договора между юридическими или физическими лицами по тексту нужно указать:

  • марку автомобиля;
  • государственный номер;
  • дату производства;
  • идентификационный код кузова;
  • ВИН-номер;
  • данные техпаспорта.

Договоренность должна содержать сведения о свидетельстве регистрации авто и его основные реквизиты. Чтобы защитить себя от приставов и других лиц, необходимо внести условия о том, что ТС не выступает в качестве залога, не находится под арестом или не является предметом судебных тяжб. При заявлении требований, соглашение может быть расторгнуто.

По тексту договоренности рекомендуется прописать цели, в которых автомобиль будет использоваться. Иначе вместо перевозки пассажиров, водитель будет заниматься доставкой иных вещей, что может несколько подпортить внешний вид имущества.

Стоимость предмета договора – особый пункт соглашения передачи ТС на безвозмездных условиях. Во время эксплуатации авто может быть повреждено, разрушено или снизится в цене. Чтобы имущество значительно не утратило своей стоимости, лучше включить в соглашение данный пункт, с которым будет согласны все заинтересованные лица.

Ответственность сторон

Данный пункт должен содержать информацию о дате передачи авто без экипажа, ответственность за наступление возможных рисков (уничтожения, повреждения ТС), условия возмещения затрат при возникновении подобных обстоятельств (определяются исходя из оценочной стоимости).

Здесь же для физических лиц прописывается ответственность, причинивших вред другой стороне, новым собственниками транспортного средства.

Эксплуатационные расходы

Затраты, связанные с использованием ТС несет арендатор (ООО или физлицо), но не его владелец. Для предупреждения возможных споров, лучше прописать все нюансы по тексту договора. Расходы делят на два вида: поддержание рабочего состояния и эксплуатационные.

Для бесперебойной работы ТС требуется:

  • техническое обслуживание;
  • ремонт и замена изношенных запчастей;
  • по необходимости или сезонно смена резины на колесах;
  • устранение неисправностей, поломок.

Эксплуатационные затраты включают ГСМ, чистку салона, мойку кузова, обслуживание сплит системы. Полис КАСКО или ОСАГО оплачивает ссудополучатель. Страховка выбирается по предварительному соглашению участников сделки.

Срок действия и расторжение

При заключении соглашения безвозмездной передачи ТС необходимо установить временные пределы. Если сроков нет, тогда договор будет бессрочным.

ТК РФ ст. 698 ч. 2 предусматривает досрочное расторжение соглашения между участниками сделки. Их перечень исчерпывающий, поэтому прописывать их по тексту нет необходимости.

Арендатор имеет право расторгнуть договоренность в одностороннем порядке (ГК РФ ст. 699 ч. 2). Предупредить об этом другого участника сделки необходимо не позднее срока, указанного в соглашении. Если подобное условие не предусмотрено, период уведомления равен месяцу.

Арендатор имеет право на односторонний отказ от договоренности, при условии, что она бессрочна. Если по тексту прописан срок, расторжение осуществляется только через суд.

Дополнительные условия

В данном пункте указывается информация, которая не была прописана по тексту договоренности, но участники сделки считают, что она необходима (решение и порядок споров, как оформить изменения)

Обсудить условия эксплуатации автомобиля граждане могут устно. Однако подобная сделка рискованна, при нарушении соглашения ответственное лицо не будет отвечать за свои действия.

Законодательное регулирование

С точки зрения законодательства, данный договор регулируется гражданским кодексом Российской Федерации от 26 января 1996 года Федерального закона №14-ФЗ. Согласно этому законодательному акту запрещается передавать любой вид имущества в том числе транспортное средство в аренду, если на него наложены какие-либо санкции со стороны государственных органов.

Статья 689 Гражданского кодекса определяет, что является договором безвозмездного пользования, в ней указывается, что может являться предметом этого договора. Например, согласно пункту 1 этой статьи ссудополучатель обязуется вернуть транспортное средство в том состоянии в котором он его получил.

Документы, необходимые для оформления

Для передачи автомобиля в безвозмездное пользование требуется заключить соответствующий договор. При его составлении необходимо предоставить пакет бумаг, который включает:

  • документ, удостоверяющий личность ссудодателя и ссудополучателя;
  • техпаспорт на транспортное средство;
  • ОСАГО – страховка на авто;
  • водительское удостоверение арендатора.

Соглашение составляется в 2-х экземплярах, по одному для каждого участника сделки. По тексту прописываются все данные, содержащиеся в документах, а также оборудование, предоставляемое во временное пользование.

Автомобиль не должен быть заложен, выступать объектом судебного разбирательства. По тексту договора требуется прописать пробег ТС, обозначить имеющиеся поломки, недостатки.

Возможные последствия

Договоренность подобного рода достаточно рискованна, не только для собственника, но и ссудополучателя. Арендатор самостоятельно отвечает за повреждение автомобиля, причем закон не освобождает его от возмещения причиненного ущерба, возникшего по причине чрезвычайной ситуации.

Для арендодателя существует значительный риск получить обратно поврежденное имущество или вообще утратить его, так как случаи незаконного переоформления автомобиля при наличии подобного договора не единичны.

Особенности документирования сделки

В отличие от остальных документов, которые предоставляют право владеть автомобилем, договор ссуды означает безвозмездность временной передачи. Этот документ предполагает серьезные риски ответственности, которые накладываются на постоянного хозяина авто. Поэтому желательно осуществлять передачу только надежному лицу. В перечень особенностей договора ссуды входит комплексность передачи автомобиля. В ТС есть элементы, без которых эксплуатация невозможна. В машине имеются детали, которые не подпадают под критерии непотребляемых, то есть они требуют замены время от времени в процессе использования автосредства (например, покрышки).

Способов использования автомобиля есть несколько, поэтому состояние, в котором передается машина должно быть тщательно задокументировано, несмотря на видимую порядочность особы. Хозяину транспортного средства следует помнить, что машину можно использовать для собственных поездок или в качестве такси. Степень загрузки автосредства может быть разной, уровень качества дорог может отличаться при выезде за город. Эти нюансы можно записать в договоре ссуды, но проверить на практике нереально, только по чистой случайности.

Налоговые последствия

При передаче автомобиля по договору безвозмездного пользования возникают некоторые налоговые последствия. Для ссудодателя:

  1. Транспортный налог обязан уплачивать ссудодатель, так как он является собственником этого транспортного средства. Эту сумму он учитывает в расходах для налога на прибыль.
  2. Одновременно с передачей транспортного средства в безвозмездную аренду собственник должен прекратить начисление амортизации, если он является юридическим лицом.

У ссудополучателя также возникают налоговые последствия:

  1. Он указывает в обязательном порядке внереализационный доход от безвозмездной передачи автомобиля в пользование на конец каждого отчетного периода в размере рыночной стоимости переданного ТС.
  2. В случае поломки автомобиля и затрат на его ремонт арендатор автомобиля может учитывать соответствующую сумму для налогообложения прибыли.

Для определения рыночной цены и стороны могут привлечь независимого оценщика. Для этих целей также можно использовать общедоступные источники информации, такие как СМИ, интернет, телевидение.

Получение автомобиля в безвозмездную аренду не влечет появление каких-либо обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость, так как это не является реализацией товаров, работ или услуг, или передачей имущественных прав. При передаче автомобиля в аренду от организации к сотруднику, у него не возникает дополнительного налога на доходы физических лиц, так как аренда для него бесплатна.

Вопросы и ответы

Подскажите, пожалуйста. ООО на ОСНО планирует заключить договор безвозмездного пользования автомобилем с физическим лицом (директор, единственный учредитель). Вопрос у нас возник насчет налогообложения. Под какие налоговые платежи попадает ООО и физическое лицо? Может ли быть проверка ИФНС ООО, т.к. договор заключен между зависимыми лицами, т.е. между самим с собой. Или всё же лучше заключить договор аренды с экипажем/без экипажа? Заранее

Эксперт:

Здесь ясно следует налог на прибыль с «экономии», налоговая база — рыночная стоимость вещи, в данном случае автомобиля. Обычно вариант таков — прописывается минимальная стоимость аренды, арендатор не платит. Через три года, по срокам исковой давности, долг списываем, как не подлежащий взыскания (безнадежный). Это все конечно на вскидку и из личного опыта. Обсудите данный вариант с Вашим бухгалтером...

Эксперт:

Екатерина, добрый день!

При передаче имущества в безвозмездное пользование Минфин России настоятельно рекомендует ссудодателю исчислить НДС с рыночной стоимости данной услуги. Причем начисление должно осуществляться ежемесячно. НДС в бюджет уплачивается из средств передающей стороны, поскольку ссудодатель сумму налога к оплате ссудополучателю не предъявляет: Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»,- начислена сумма НДС с рыночной стоимости безвозмездного пользования имуществом.И аргументируют чиновники это следующим (Письма Минфина России от 29.07.2011 N 03-07-11/204, от 05.05.2009 N 03-07-11/133, от 28.11.2008 N 03-07-11/371).Объектом обложения НДС согласно п. 1 ст. 146 НК РФ признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в целях гл. 21 НК РФ оказание услуг на безвозмездной основе признается их реализацией.По договору безвозмездного пользования согласно п. 1 ст. 689 ГК РФ одна сторона обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом п. 2 ст. 689 ГК РФ предусмотрено, что к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ГК РФ в отношении договора аренды.Аренду же минфиновцы всегда относили к услугам в силу пп. 1 и абз. 7 пп. 4 п. 1 ст. 148, пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.При реализации налогоплательщиком услуг на безвозмездной основе налоговая база определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Некоторые арбитражные суды подтверждают такую позицию чиновников. Так, судьи ФАС Волго-Вятского округа посчитали, что при передаче имущества в безвозмездное временное пользование по договору безвозмездного пользования у ссудодателя возникает объект обложения по НДС в виде стоимости безвозмездно оказанных услуг. При этом налоговая база по указанной операции определяется исходя из рыночной цены оказанных услуг с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, то есть исходя из цен, сложившихся на рынке однородных услуг в сопоставимых экономических условиях, в частности доходов от сдачи в аренду аналогичного имущества (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2008 по делу N А31-567/2007-15).

Детали: www.mosbuhuslugi.ru/material/bezvozmezdnoe-polzovanie-imuschestvom-dogovor-uchet-nalogi

Вдобавок, Вашему вниманию: www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a73/184615.html

у меня ИП, грузоперевозки, система налогообложения ЕНВД.

У отца в собственности грузовой автомобиль, могу ли я использовать его для работы.

В интернете мнения расходятся.

Одни говорят, что можно заключить договор на безвозмездное пользование. И спокойно уплачивать налог.

Другие утверждают: При безвозмездном пользовании у ИП возникает внереализованный доход в сумме рыночной арендной платы автомобиля. И с этой суммы нужно платить налог как с дохода. и лучше заключить договор аренды

Третьи утверждают, что по этому поводу можно не волноваться, поскольку в налоговых декларациях не надо указывать собственника автомобиля.

Вот собственно и вопрос, кто и почему здесь прав?

тем, кто поможет выпутаться из сложившийся ситуации!

Эксперт:
Другие утверждают: При безвозмездном пользовании у ИП возникает внереализованный доход в сумме рыночной арендной платы автомобиля. И с этой суммы нужно платить налог как с дохода. и лучше заключить договор аренды
Иван

Иван, добрый вечер! На мой взгляд правы вторые т.к. согласно ст. 250 НК

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:
8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки;

что касается

Третьи утверждают, что по этому поводу можно не волноваться, поскольку в налоговых декларациях не надо указывать собственника автомобиля.
Иван

для ст. 250 не имеет значения является ли ссудодатель взаимозависимым лицом или нет, просто при определении внереализационного дохода применяются положения ст. 105.3 НК в части его расчета, а кто дал имущество — родственник не родственник не важно

Есть юр лицо, хочет у физических лиц брать в пользование автомобили. Можно ли заключить договор безвозмездного пользования автомобилем в данном случае? Какие есть риски в данном случае?Насколько лучше договор безвозмездного пользования (по рискам) по сравнению с договором аренды ТС? Какой вообще договор оптимально заключить юр лицу во избежание проблем ?

Эксперт:

Есть юр лицо, хочет у физических лиц брать в пользование автомобили. Можно ли заключить договор безвозмездного пользования автомобилем в данном случае? Какие есть риски в данном случае? Насколько лучше договор безвозмездного пользования (по рискам) по сравнению с договором аренды ТС? Какой вообще договор оптимально заключить юр лицу во избежание проблем ?

Юлия

А физ. лицам выгодно заключать договор о безвозмездном пользовании авто? Все риски должны быть оговорены в договоре. Для таких целей подходит договор аренды ТС без экипажа. О каких именно проблемах идет речь?

Эксперт:

? Насколько лучше договор безвозмездного пользования (по рискам) по сравнению с договором аренды ТС? Какой вообще договор оптимально заключить юр лицу во избежание проблем ?

Юлия

Юлия, добрый день! Если речь о юрлице то лучше конечно договор аренды ТС, при договоре безвозмездного пользования у ЮЛ в силу ст. 250 НК возникает внереализационный доход

8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки;

При аренде же, если арендатор и арендодатель не являются взаимозависимыми лицами арендная плата может быть ниже рыночной + возможность учета застрат на аренду если применяемая ЮЛ система налогообложения предусматривает учет расходов. У физлиц в свою очередь будет возникать доход, подлежащий налогообложению НДФЛ. При этом ЮЛ как арендатор будет выступать налоговым агентом по НДФЛ с обязанностью исчислять удержать и уплатить НДФЛ за собственника ТС

Эксперт:

В ГК нет запрета на заключение договора безвозмездного пользования автомобилем между юлидическим лицом и физическим. Это так называемый договор ссуды.

ГК РФ Статья 689. Договор безвозмездного пользования

1. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Вопросы могут быть у налоговой в слычае наличия взаимозависимости — скажем физ лицо, которое передает автомобиль и директор ООО одно лицо.

На стороне ООО в случае наличия такого вида договора возникнет доход в виде права пользования автомобилем. Это внереализационный доход. Ну и конкретизируйте какийе риски Вы хотите узнать? С уважением Евгений Беляев

Эксперт:


Коллеги уже ответили на Ваш вопрос, я бы хотел дополнить ответ в части требований к Договору аренды.
Исходя из своего опыта сопровождения деятельности компаний, занимающихся сдачей транспортных средств в аренду, а также каршеринговых компаний, могу сказать, что договор аренды транспортного средства (договор аренды автомобиля, договор аренды авто, договор аренды ТС) – довольно непростая категория договоров, очень часто я сталкиваюсь с тем, что люди недооценивают важность проработки тех или иных пунктов в данном виде договоров.
Также отмечу, что описать все нюансы в рамках общего ответа весьма сложно, поскольку все зависит от вида договора аренды, а именно свои особенности есть при аренде авто для целей долгосрочной аренды, краткосрочном прокате (когда компания сдает авто в аренду лицу на кратковременный срок), аренде автомобиля под такси (или для иных видов перевозок), аренде с правом выкупа, аренде авто с экипажем, аренде грузового транспорта или спецтехники и т.п.
Тем не менее, если постараться обозначить наиболее общие требования к Договору аренды транспортного средства, то они будут следующие:
1. Подробное описание существенных условий договора. Тут в принципе все понятно – должны быть описаны данные ТС, срок договора, размер и порядок внесения арендной платы, порядок несения расходов каждой из сторон, страхование и т.п. С этим пунктом обычно проблем не возникает.
2. Лимиты пробега. Актуально не для всех ситуаций, но очень часто Арендодателю выгодно ограничить пробег авто (чтобы не допустить чрезмерного износа авто, которое не заложено в стоимость аренды). Обычно в договоре прописывается примерно так: «Лимит пробега по настоящему Договору составляет 300 км в день. В случае превышения указанного лимита, Арендатор обязан оплатить Арендодателю дополнительную арендную плату из расчета 10 руб. за каждый километр пути сверх лимита». Это позволяет контролировать износ авто, а также компенсировать данный износ.
3. Территория эксплуатации или границы доступной зоны. Если вдруг с ТС что-то произойдет и при этом окажется, что ТС находится в другом регионе, то хотя формально при грамотном договоре всю ответственность будет нести Арендатор, все равно это может создать неудобства (особенно если Арендатор бросит авто). Поэтому обычно территория эксплуатации ограничивается, а при выезде в другие регионы/другие государства взимается заранее согласованная отдельная плата.
4. Цели эксплуатации. Например, если авто сдается просто для частного пользования на короткий срок, то обязательно должно быть прописано, что авто разрешается использовать только для личных целей и при этом в договоре должны быть установлены запреты (на использование в предпринимательской деятельности, в такси и т.п.). Если же авто сдается для использования в коммерческой деятельности, то часто также есть смысл прописать ограничения, связанные с коммерческой эксплуатацией (ограничения по видам деятельности, для грузовых ТС – по перевозимому грузу, недопущению перегруза и т.п.).
5. Ответственность за нарушение срока возврата авто и порядка возврата. Если про штрафы за нарушение срока возврата в принципе и так все понимают, то вот про нарушение порядка возврата к сожалению, многие забывают, а именно в договоре обязательно должно быть прописано место для возврата авто, ответственность за оставление авто бесхозным даже при соблюдении условия о месте возврата (ситуация, когда Арендатор звонит мол «я авто отвез, ключи отдал сторожу, можете забирать»). Также в договоре должны быть прописаны требования к уровню топлива авто на момент возврата и к внешнему виду (чистый, либо допускаются незначительные загрязнения и т.п.)
6. Соблюдение общих правил эксплуатации ТС. Это очень большой раздел Договора, часто он занимает несколько страниц. В нем прописываются общие требования и условия использования авто – запреты на использование авто с нарушением технических характеристик, для буксировки, для езды по бездорожью, перевозки опасных грузов, запрет на вмешательство в конструкцию ТС, внесения изменений в систему GPS, запрет на курение в ТС, на сдачу в субаренду и т.д. У нас с клиентами при подготовке договоров обычно выходит порядка 15-30 и более запретов, которые мы устанавливаем для Арендатора и все они крайне важны.
7. Инструкция по порядку действий арендатора в тех или иных случаях. Это тоже довольно большой раздел Договора, в нем обязательно должен быть прописан поэтапный план действий арендатора на случай как минимум следующих событий: ДТП, угон авто, повреждение авто третьими лицами. В зависимости от ситуации также мы иногда прописываем в договоре порядок действий для иных случаев. Пункт очень важный, так как часто именно от него зависит последующая возможность взыскания ущерба от ДТП, получения страховой выплаты, в противном случае, если данные пункты в договоре будут прописаны некорректно, то есть хорошие шансы, например, не только не получить страховку из-за того, что Арендатор не совершил какие-то действия (не оформил бумаги, не получил справку ГИБДД и т.п.), но и не иметь возможности ему что-то из-за этого предъявить.
8. Корректное описание условий о залоге авто. Залог не всегда присутствует в договоре аренды ТС, но если такое условие есть, то должен быть соблюден ряд требований, а именно прописан перечень платежей, в счет которых может быть удержан залог, порядок удержаний, сроки и порядок его пополнения при списаниях с суммы залога различных платежей, срок возврата суммы залога после окончания договора и т.д.
9. Ответственность арендатора. К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что при составлении договора многие ограничиваются самыми общими моментами, а именно прописывают ответственность за штрафы ГИБДД, за ущерб авто и на этом ограничиваются. Очень важно, чтобы в договоре было уделено внимание ответственности арендатора как минимум за допуск третьих лиц к управлению авто, за неуведомление Арендодателя о повреждении авто, за нарушение порядка оформления ДТП, за нарушение предусмотренных договоров условий эксплуатации авто, за нарушение условий о территории эксплуатации авто и т.п. Для понимания у нас с клиентами раздел про ответственность обычно занимает порядка 2 страниц текста. В части штрафов в идеале вообще сделать отдельное приложение к Договору аренды «Политика штрафных санкций» и в нем в виде таблички привести полный перечень штрафов, либо перенести этот перечень в Акт приема-передачи.
10. Порядок и сроки компенсации штрафов, ущерба и т.п. В части штрафов обязательно должны быть прописаны пункты, связанные с оплатой комиссий при оплате штрафов.
11. Основания для изъятия авто и расторжения Договора. Часто сталкиваюсь с тем, что запреты/ограничения, связанные с эксплуатацией авто, в договоре прописаны, но не прописаны основания для изъятия авто. В итоге складывается ситуация, когда запрет есть, а последствий его нарушения по сути нет, по итогу даже при фиксации нарушения у Арендодателя могут быть сложности с изъятием авто у Арендатора. Такие «пробелы» делают многие пункты договора нерабочими и могут повлечь за собой весьма неприятные последствия, поэтому нужно навсегда запомнить, что каждый прописанный в договоре запрет для арендатора должен быть закреплен корректными пунктами об ответственности за нарушение данных пунктов и о правах Арендатора при таких нарушениях.
12. Порядок разрешения споров. Тут обычно все просто – по возможности стараемся прописывать условие о договорной подсудности, чтобы в случае споров дело разбирал суд по нашему месту жительства (особенно актуально если арендатор прописан в другом регионе).
13. Иные пункты. Помимо ключевых пунктов, перечисленных выше и актуальных для большинства ситуаций всегда нужно анализировать и учитывать конкретную ситуацию, поскольку каждый случай индивидуален и накладывает свои отпечатки на требования к договору, которые могут потребовать его существенного дополнения.
Тем не менее, несмотря на важность всех перечисленных пунктов отмечу, что, наличие корректно составленного Договора аренды с соблюдением всех установленных требований само по себе еще не гарантирует Вам отсутствие проблем с арендаторами. Очень большое количество ошибок, в том числе наиболее критичных, допускается в следующих моментах:
— ошибки, связанные с приемом-передачей авто и подписанием Акта приема-передачи авто. Нужно запомнить, что в случае причинения ущерба авто единственным доказательством того, что ущерб был причинен именно в период эксплуатации автомобиля арендатором является разница в содержании между первичным Актом о передаче авто арендатору и последующим актом о возврате авто (часто мы оформляем это одним актом, но здесь описывать этот вариант не буду). То есть арендатор может быть виноват только в тех повреждениях, которые присутствуют в Акте о возврате авто, но отсутствуют в акте о передаче ему авто.
Казалось бы, это и так понятно, но, когда дело доходит до деталей, все становится несколько сложнее. Так, если в первичном акте о передаче авто арендатору прописать «небольшая царапина на левой двери», а при возврате эта царапина станет в 5 раз больше, то доказать, что при передаче авто арендатору царапина была маленькой, а при возврате стала в разы больше будет весьма затруднительно, а если арендатор заявит мол «это не я, это вы дали мне такой автомобиль», то практически невозможно. Есть определенные требования к детализации повреждений и их описанию, их обязательно нужно соблюдать. Все нюансы я описывать не буду, но лишь скажу, что, как показывает практика, составление корректного акта приема-передачи авто, в том числе грамотная фиксация состояния авто – это ключевой момент для взыскания ущерба/получения страховой выплаты во многих случаях. И именно нарушения в этом аспекте чаще всего оборачиваются невозможностью что-то предъявить арендатору.
— ошибки, связанные с заполнением бланка договора и его подписанием. В рамках данной ошибки тоже существует множество мелких деталей. Из общих моментов я здесь лишь отмечу, что договор нужно подписывать обязательно на каждой странице, иначе потом если арендатор заявит, что мол «арендодатель заменил часть страниц» — будет сложно отбивать подобные аргументы.
— нарушения в порядке действий арендодателя в отдельных ситуациях. Тут довольно большой перечень возможных ситуаций. Например, частая история – изъятие авто арендодателем без надлежащего оформления (несоблюдение процедуры изъятия авто) – последствия такого изъятия даже при наличии формальных оснований могут повлечь для арендодателя весьма печальные последствия (многое зависит также от содержания самого договора аренды). Нужно понимать, что заключение, исполнение и расторжение договора аренды ТС – это процедура, которая требует соблюдения определенных формальностей, поэтому: а) изначально нужно в договоре аренды прописывать все эти процедуры таким образом, чтобы максимально упростить себе жизнь, б) если Вы совершаете какое-либо юридически значимое действие, Вы должны всегда понимать последствия таких действий и соблюдать процедуру совершения таких действий – это позволит Вам избежать злоупотреблений со стороны арендаторов.
Также очень много ошибок допускается на стадии возмещения ущерба. Все нюансы по возмещению ущерба я не смогу здесь описать, но в качестве одного из частых примеров могу привести ситуацию, когда Арендодатель при получении поврежденного авто немедленно ремонтирует его без предварительного проведения оценочной экспертизы, которая могла бы оценить размер причиненного вреда. По итогу потом доказать размер причиненного ущерба (даже при фиксации повреждений в Акте о возврате авто) очень сложно, так как после ремонта авто обычно экспертизу уже невозможно провести.
В качестве общего вывода могу лишь отметить, что, как показывает практика, возможные риски некорректного Договора аренды, Акта-приема передачи, либо нарушений при заполнении и подписании указанных документов, нарушений в порядке действий в отдельных ситуациях очень часто обходятся собственнику авто очень дорого, поэтому при составлении Договора, Акта я всегда рекомендую потратить немного времени и вникнуть в нюансы работе с договором аренды – это со временем может сильно сэкономить как бюджет клиента, так и его нервы.
Также важно понимать, что приведенная выше информация не является исчерпывающей и нужно учитывать нюансы каждой ситуации. Простой пример -если взять такой вид аренды как Договор аренды с правом выкупа, то практика показывает, что 95% таких договоров составлены не то что некорректно, а составлены так, что они вообще являются недействительными в части выкупа.
Отмечу, что, если что-то останется непонятным более подробную устную или письменную консультацию по вопросам аренды Транспортного средства (аренды автомобиля, аренды авто, аренды ТС), а также помощь в подготовке Договора аренды, Акта приема-передачи Вы всегда можете получить, обратившись ко мне в чат (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://autolawyer.guru/pravo/dogovor-bezvozmezdnogo-polzovaniya-avto/
  • https://cabinet-lawyer.ru/dokumenty/dogovor-bezvozmezdnogo-polzovaniya-avtomobilem.html
  • https://rulipozakonu.ru/registracija/dogovor-bezvozmezdnogo-polzovanija-avtomobilem-obrazec/
  • https://insur-portal.ru/kuplya-prodazha/dogovor-bezvozmezdnogo-polzovaniya-avto
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий