Инклюзивное образование. Совершенно та же Википедия. Только лучше. Инклюзивное образование. Совершенно та же Википедия. Только лучше.
Содержание
Инклюзивные сообщества:
- Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
- Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
- В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
- Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Сложности внедрения инклюзии
Основные причины отчуждения учащегося с особыми образовательными потребностями и трудностями в обучении разделяют на ресурсные и социальные. Многие барьеры являются частью «архитектурного» окружения, например: отсутствие пандусов, подъёмников, звуковых светофоров на пешеходных переходах и другие. Однако, согласно социальной модели, это — «вторичные» барьеры. Их нужно устранять, но без ликвидации первопричин борьба с ними становится бесконечной. В первую очередь, барьеры в образовании формируются в результате взаимоотношений учеников, родителей и учителей. Другими существенными факторами являются проводимая в стране социальная политика, культура, социальные и экономические аспекты. Барьеры можно обнаружить как в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной политике[25][26].
Ресурсные и социальные барьеры
РесурсныеВключают в себя нехватку материальных средств для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся, а также недостаток знаний и отсутствие понятной школьной политики в отношении инклюзии. Ресурсные барьеры делятся на три фактора:
- люди — их отношение, недостаток знаний, предубеждения, отсутствие опыта, стереотипность мышления и так далее;
- знания и информация — слабая образовательная политика, отсутствие коллективного опыта обсуждения и решения проблем;
- материальные ресурсы — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата сотрудников и неравномерное распределение ресурсов[27][26][28].
Формирование социальных барьеров происходит в три этапа. Первый — макроуровень — это деятельность государственных политических и социально-экономических институтов, и система законодательства. К нему относятся несовершенство федерального законодательства в отношении образования людей с инвалидностью, несоответствие его международным нормам, отсутствие единой государственной политики в отношении инклюзии и другие[29][30].
Мезоуровень связан с идеологией, массовой культурой и социальными отношениями в сфере образования. Основные барьеры на этом этапе — наличие культурных стереотипов к людям с ОВЗ, нетерпимость и нетолерантность, отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью и так далее[31].
Микроуровень — это уровень психологического принятия учителями возможности совместного обучения детей с разными образовательными потребностями, их профессиональные установки, стереотипы и действия по отношению к учащемуся с особенностями развития, а также позиция родительского сообщества[32].
Российские особенности
- Готовность здания школы — принятие детей с двигательными нарушениями, обеспечения доступа в школьное здание и во все его помещения[33].
- Транспортная поддержка — невозможность привести ребёнка в учебное заведение, так как они не удовлетворяют критериям доступности: не имеют пандусов, лифтов, поручней в коридорах, содержат пороги, труднооткрываемые двери, неприспособленные туалеты.
- Готовность образовательной среды соответствовать разным образовательным возможностям учеников, например «люди, готовые изменяться вместе с ребёнком и ради ребёнка», не только «особого», но и самого обычного.
- Готовность педагогов к обучению детей с различными образовательными потребностями.
- Готовность коллектива разделять идею инклюзии и реализовывать её в культуре образовательного учреждения[34].
Результаты инклюзии:
- У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
- Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
- Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
- Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
- Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
- Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
- Существуют процедуры оценки эффективности
Важные составляющие инклюзии:
- Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
- Всесторонне планируйте инклюзию
- В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
- Включайте родителей
- Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
- Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Неверные представления об инклюзии:
- Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
- Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
- Фокусирование не на целях, а на действиях
- Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
- Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
Вопросы и ответы
Я мама ребенка-инвалида, которому по заключению ЦПМПК города Москвы необходимо обучение по АООП вариант 7.2. В районе моего проживания (Митино) отсутствуют специализированные коррекционные школы, а также общеобразовательные школы с коррекционными классами. В результате у нас не остается выбора, кроме как пойти на инклюзивное образование в школу по прописке, т.к. ни один из директоров школ района не согласился открывать коррекционные классы (писала обращения на сайтах всех школ района). В связи с большим количеством новостроек в районе (в одной из таких мы и проживаем) и отсутствии новых образовательных учреждениях, наполняемость классов в районе 35-38 человек. Я понимаю, что мой ребенок не сможет обучаться в классах с такой наполняемостью, учитель также не сможет уделить ему должного внимания.
Читаю Приложение к СанПиН 2.4.2.3286-15. Там указано, что для детей с программой 7.1 (более легкие нарушения у таких детей, чем у детей с программой 7.2), не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся, при нашей программе 7.2 — наполняемость класса не более 12 человек.
При этом в самом СанПин указано:
Санитарные правила распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (далее — организации для обучающихся с ОВЗ) с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием в них обучающихся с ОВЗ, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.
В итоге непонятно, распространяются ли эти СанПин на обучение ребенка по АООП в варианте с инклюзией (хотя для программы 7.1. об этом явно сказано). Хотя сейчас все школы говорят о том, что они реализуют АООП по рекомендациям ЦПМПК.
Могу ли я требовать от директора школы при предоставлении в школу заключения ЦПМПК, в которой указано, что ребенку рекомендована программа 7.2 с пролонгированным сроком обучения, чтобы для моего ребенка набирали класс с численностью, не более 12 человек? Либо указанная численность относится только к коррекционным классам, которые отказывается создавать директор, т.к. это является правом школы, а не ее обязанностью. А я на бумаге тоже имею права по выбору образовательного учреждения, но не имею возможностей, т.к. школы не имеют обязанностей.
Если это относится только к коррекционным классам, то почему в варианте программы 7.1 указано про инклюзию и ограничение в 25 человек в классе, а программа 7.2 для более тяжелых детей, и что нам учится в классе, где 38 детей?
На мой вопрос в письме в департамент образования г.Москвы, который сразу спускают для ответа в школу, директор с уверенностью указал, что он будет пользоваться СанПин для обучающихся в школе, а не СанПин для детей с ОВЗ.
Правомерно ли это? Куда писать? Что делать?
На самом деле сейчас уже все иначе
Людмила
он уже отменен
и вместо него другой санпин
вот этот
и там указано
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в организации, в которых созданы условия для их пребывания.
+
2.3.1. Планировка зданий, строений, сооружений должна обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов и обеспечивать доступность услуг, оказываемых для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
а в 3.3.1 нормы следующие
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи — 12 детей в возрасте старше 3 лет,
для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп,
для слабослышащих детей — 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет,
для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп,
для слабовидящих детей — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с амблиопией, косоглазием — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с задержкой психоречевого развития — 6 детей в возрасте до 3 лет,
для детей с задержкой психического развития — 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с умственной отсталостью легкой степени — 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени — 8 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с расстройствами аутистического спектра — 5 детей для обеих возрастных групп,
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) — 5 детей для обеих возрастных групп.Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
в возрасте до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
+
3.4.14. Количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи“
(вместе с „СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...“)Санитарные правила распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (далее — организации для обучающихся с ОВЗ) с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием в них обучающихся с ОВЗ, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.
Людмила
и вот этих слов там просто нет, но новый санпин все равно регулирует эти вопросы
Людмила
если есть письменный отказ от школы — напишите жалобу в прокуратуру — на ограничение права на образование и еще в департамент образования москвы — именно на незаконный или необоснованный отказ школы
если письменно вам еще не отказывали- сперва тогда письменное обращение в школу — и если они дают отказ- тогда жалобу.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/07/01/chto-takoe-inklyuzivnoe-obrazovanie
- https://wiki2.org/ru/%d0%98%d0%bd%d0%ba%d0%bb%d1%8e%d0%b7%d0%b8%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b5_%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5