Желтый проблесковый маячок пдд

 

Какие службы могут применять специальные звуковые и светловые сигналы по ПДД в 2022 году, синий красный желтый оранжевый бело-лунный проблесковый маячок, какие штрафы грозят рядовому водителю за несанкционированную установку спецсигналов.

На какие машины устанавливаются проблесковые маячки?

При использовании мигалки в 2022 году следует учесть, что автомобиль должен быть зарегистрирован в Российской Федерации. Пункт 11 основных положений по допуску ТС к эксплуатации:

11. Запрещается эксплуатация:

  • транспортных средств, оборудованных проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации (за исключением крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, перевозящих взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности).

На автомобили без номеров (не зарегистрированные) и автомобили зарегистрированные в других странах устанавливать мигалки запрещается.

Это исключение не распространяется на крупногабаритные автомобили и автомобили, перевозящие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности.

Назначение цветов проблесковых маячков в Украине:


Правила установки проблесковых маячков, согласно последним ПДД Украины:

  • Синий — устанавливается на автомобили экстренных служб.
  • Красный — в дополнение к синему устанавливается на автомобили полиции, государственной охраны, ДПС.
  • Зелёный — в 1980-х годах ставился как один из двух или более проблесковых маячков на автомобиль, замыкающий колонну сопровождения. Первый автомобиль колонны должен был иметь один красный маячок из двух или более установленных проблесковых маячков. В Украине используется на автомобилях, замыкающих колону автомобилей сопровождающих первых лиц государства.
  • Оранжевый (или жёлтый) — устанавливается на автомобили коммунальных служб, а также автомобили, перевозящие опасные или негабаритные грузы. В последнее время разрешен для установки на автомобили частных охранных агентств.

Устанавливаемые проблесковые маячки должны соответствовать ГОСТ.

Бело-лунная «мигалка» практически бесполезна

Бело-лунный проблесковый маячок – самый бесправный. Он не дает никакого преимущества водителю при движении. Да и включать его можно (вместе со звуковым спецсигналом) исключительно для привлечения внимания при совершении нападении на спецавтомобиль, перевозящий ценные грузы.

Наверное, поэтому некоторые водители таких транспортных средств просто-напросто демонтируют относительно бесполезную «мигалку» и отказываются от ее использования.

Наказания за использование оранжевых мигалок

Само по себе использование оранжевых проблесковых маячков не является нарушением правил, поэтому наказание за него не предусмотрено.

Однако если водитель автомобиля с включенным проблесковым маячком (не занимающийся обслуживанием дорог, эвакуацией, перевозкой тяжеловесных и крупногабаритных грузов) начнет нарушать правила дорожного движения, то он будет наказан за нарушение соответствующих пунктов.

Например, за выезд на трамвайные пути встречного направления будет наложен штраф 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.

Желтый (или оранжевый) проблесковый маячок

Отметим сразу же: никакого преимущества в движении такая «мигалка» своему обладателю не предоставляет. Возникает вопрос о смысле использования проблескового маячка. И он есть.

1. Проблесковый маячок желтого (или оранжевого) цвета предупреждает других участников движения об опасности перевозимого груза (в силу его химических свойств, размера или массы) или опасности при проведении работ, осуществляемых в пределах дороги.

2. Включенная «мигалка» желтого или оранжевого цвета на транспорте, осуществляющем выполнение работ по содержанию, ремонту или строительству дорог, а также эвакуации или перемещения транспортных средств, дает возможность водителю игнорировать ряд требований ПДД (при соблюдении мер безопасности):

а) предписания дорожной разметки;

б) предписания дорожных знаков (за исключением знаков 2.2 «Конец главной дороги»; 2.4 «Уступите дорогу»; 2.5 «Движение без остановки запрещено»; 2.6 «Преимущество встречного движения»; «Ограничение массы»; «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства»; «Ограничение высоты»; «Ограничение ширины»; «Опасность»; «Обгон запрещен»);

в) предписания ПДД в части пунктов 9.4 — 9.8 (правила «полосности» движении), 16.1 (ограничение движения по автомагистрали).

При перевозке крупногабаритных грузов и сопровождении такой перевозки водителю разрешается отступать только от требований дорожной разметки.

Таким образом, «мигалка» желтого или оранжевого цвета позволяет, во-первых, предупредить об опасности транспортного средства; во-вторых, дарует некоторые привилегии своему обладателю, столь необходимые при выполнении профессиональных обязанностей.

Королевские права «синих ведерок»

Синяя «мигалка» (а также добавочный к синему красный сигнал) позволяет ее обладателю игнорировать практически все разделы ПДД. Исключения составляют лишь нормы, предписанные разделами 1-5, 7, 19-24, а также часть раздела 6, отвечающего за сигналы регулировщика.

Иными словами, водитель спецавтомобиля с включенной синей (или синей и красной) «мигалкой» имеет законное право проигнорировать:

  • все дорожные знаки;
  • все линии разметки;
  • любые сигналы светофора;
  • правила маневрирования;
  • принципы расположения ТС на проезжей части;
  • любые скоростные ограничения;
  • требования, касающиеся обгона, опережения, встречного разъезда, остановки и стоянки;
  • правила проезда перекрестков (кроме тех, на которых действуют сигналы регулировщика);
  • правила проезда особых участков дороги (пешеходных переходов, железнодорожных переездов, автомагистралей, жилых зон и пр.).

Иными словами, подавляющая часть требований, которые предъявляются к рядовому водителю, могут быть с легкостью проигнорированы владельцами включенного «синего ведерка».

Такие привилегии даруются водителю по одной причине: он наделен особыми государственными полномочиями при выполнении специального оперативного задания. Для максимально эффективного решения поставленных задач государство и выдает подобный карт-бланш, позволяющий столь фривольно относиться к требованиям ПДД.

Общая информация

Специальные сигналы применяются для оповещения иных участников дорожного движения. Каждый из них несет свою функцию, если одни являются просто предупреждающими, то вторые требуют от остальных участников дорожного движения совершения каких-либо действий.

Спецсигналы, указанные в третьем разделе ПДД можно использовать, только имея на то соответствующее разрешение.

Список структур, имеющих право на применение световых и звуковых сигналов, устанавливается правительством РФ. В свою очередь, должностные лица установленных структур определяют конкретный список автомобилей, на которых будут установлены средства для подачи световых (звуковых) спецсигналов.

«Синие ведерки» — почти Боги

Право водителей «синих ведерок» игнорировать добрую часть ПДД – это только одна сторона вопроса. Вторая часть проблемы – это преимущество перед другими участниками дорожного движения, которое даруется таким водителям.

Однако в процессе реального движения оперативные спецслужбы с включенными «мигалками» синего (или синего и красного) цвета вступают в неминуемый конфликт с другими участниками дорожного движения, которые в тот самый момент могут пользоваться преимуществом. К таким участникам можно отнести:

  • водителей, едущих по зеленому светофору или по главной дороге;
  • пешеходов, передвигающихся по пешеходному переходу;
  • вагоновожатых (водителей трамваев), которые в подавляющем числе случаев пользуются преимуществом перед безрельсовыми транспортными средствами и пр.

Кроме того, не заметить световой сигнал – «мигалку» — очень легко. Поэтому, для того чтобы воспользоваться своим преимуществом, водители спецавтомобилей должны включать (параллельно со световым) специальный звуковой сигнал – «сирену» или «крякалку». Только в этом случае – при сочетании обоих сигналов – простым смертным водителям и пешеходам предписывается уступать дорогу «синим ведеркам».

Некоторые водители полагают, что при появлении «сирены» и «мигалки» нужно немедленно остановиться на обочине или на краю проезжей части. Однако это далеко не так.

Согласно ПДД, водителю предписывается уступить дорогу таким спецавтомобилям и предоставить им возможность беспрепятственного проезда. И на многополосной дороге, к примеру, достаточным действием будет перестроение на соседнюю полосу с продолжением движения по намеченному маршруту.

Однако при наличии двухполосной дороги останавливаться как раз и придется, так как только в этом случае водитель сможет предоставить преимущество «синему ведерку».

И не стоит забывать, что преимуществом пользуется не только такой спецавтомобиль, но и все сопровождаемые им транспортные средства (например, в составе организованной транспортной колонны). Узнать такие ТС можно по включенному на них ближнему свету фар.

Типы «мигалок»

Фото 2

Правила знают только три типа проблесковых маячков («мигалок»).

1. Проблесковый маячок синего (или синего и красного) цвета

Знакомьтесь, это — самый привилегированный маячок. Водители транспорта, оснащенного такими «мигалками» — это короли дороги. Им позволительно игнорировать львиную долю ПДД.

Синие проблесковые маячки устанавливаются на специальных автомобилях «великолепной четверки» — служб 01, 02, 03, 04. на поверхностях таких авто наклеиваются специальные цветографические схемы  (например, «03», «Скорая помощь»; «02», «Полиция» и пр.).

Подобными же счастливчиками являются транспортные средства, перевозящие правительственных чиновников и парламентариев федерального уровня, а также высших должностных лиц уровня субъектов Российской Федерации. Правда, цветографические схемы им не полагаются.

Как дополнительный к синему, красный цвет «мигалки» достался автомобилям ГИБДД, ВАИ, ФСО, ФСБ, которые предназначены (преимущественно) для выполнения функций сопровождения или участия в составе организованных транспортных колонн.

Узнать такие транспортные средства тоже не трудно: и на их поверхности наносятся специальные цветографические схемы (например, ДПС, ВАИ и пр.).

2. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета

Такая «мигалка» должна монтироваться на три типа специальных автомобилей, предназначенных для:

  • осуществления работ по содержанию, ремонту или строительству дорог;
  • эвакуации или перемещения транспортных средств;
  • перевозки крупногабаритных, опасных или тяжеловесных грузов (или сопровождения таких транспортных средств).

Данный проблесковый маячок тоже дает водителю некие права по игнорированию отдельных разделов ПДД именно из-за их неповоротливости или опасности перевозимого груза.

3. Проблесковый маячок бело-лунного цвета

Автомобили ФПС (Федеральной почтовой связи), а также транспорт, предназначенный для перевозки ценностей (например, инкассация) могут снабжаться «мигалкой» цвета чайной розы (или ряженки).

Это самый бесправный проблесковый маячок.

Устройство проблескового маячка

Проблесковый маячок по конструкции может быть стационарным, съёмным, а также может быть вмонтирован в сигнальные балки. Установка проблесковых маячков производится на самом видном месте, обычно это крыша. Вре́менное крепление маячка осуществляется с помощью магнита, стационарно маячок крепится винтами к крыше (кабины или кузова) автомобиля. Возможна установка проблескового маячка без сирены внутри салона.

Плафон устройства изготавливается из ударопрочного поликарбоната. Обычно применяется материал, устойчивый к воздействию ультрафиолетового излучения.

Светоизлучающие устройства могут быть самыми разными — лампа накаливания с вращающимся рефлектором, ксеноновая лампа-вспышка, матрица светодиодов. В дополнение к маячоку жёлтого цвета на автомобиле могут мигать фары.

В каких случаях можно использовать оранжевые мигалки?

Перечень ситуаций, в которых должны использоваться оранжевые мигалки, определен пунктом 3.4 ПДД:

3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:

  • выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
  • движение крупногабаритных транспортных средств, а также перевозка взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
  • сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;
  • сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования;
  • организованная перевозка группы детей.

Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

Обратите внимание, на слово "должен" в пункте 3.4. В перечисленных ситуациях отсутствие мигалки желтого или оранжевого цвета будет являться нарушением правил дорожного движения.

Существуют несколько ситуаций, в которых должен использоваться желтый проблесковый маячок:

  • строительство дорог;
  • ремонт дорог;
  • содержание дорог (уборка снега, подметание и мытье проезжей части);
  • погрузка поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств (работа эвакуатора);
  • перевозка грузов (крупногабаритных, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных и ядовитых);
  • на машинах сопровождения при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
  • сопровождение организованных групп велосипедистов;
  • организованная перевозка детей в автобусе.

Обратите внимание, в правилах нет запрета на использование оранжевой мигалки и в иных случаях.

Т.е. если есть необходимость привлечь к автомобилю дополнительное внимание, Вы можете включить желтый маячок. Однако никакого преимущества Вам он не даст.

Вопросы и ответы

Разъясните пожалуйста пункт 3.2 ПДД РФ и как следствие - статью 12.17 ч.2 КОАП РФ:

Пункт 3.2. Правил Дорожного Движения — При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Статья 12.17 ч.2 КОАП РФ Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом - влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года.

Суть моего вопроса в следующем, как я понимаю, данные статьи могут быть применены к водителю при выполнении одновременно трех условий, а именно водитель СЛЫШАЛ звуковой сигнал, ВИДЕЛ автомобиль с нанесенными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками и намеренно не уступил дорогу спец транспорту. Так ли это?

Законно ли инкриминировать водителю вышеописанные нарушения в случае если он объективно не мог видеть служебный автомобиль (скорая медицинская помощь) из за другого автомобиля двигавшегося в попутном направлении сзади, имеющего превосходящие габариты автомобиля СМП (данный факт подтверждается заключением автотехнической экспертизы)? Однако, теоретически, мог слышать сирену, при условии ее включения. Техническая возможность обнаружения автомобиля СМП появилась за 1.5 секунды до ДТП. СМП двигался в нарушение пункта 3.1, приступил к маневру обгон в зоне действия знака 3.20 “обгон запрещен”, нарушил скоростной режим, пункт 10.1 и 11.2 ПДД РФ. Водитель скорой утверждает, что у него была включена сирена и проблесковые маячки.

Эксперт:

В отношении Вас составлен протокол уже?

Или вопрос умозрительный?

Эксперт:

Доброго вечера, Вадим!

Суть моего вопроса в следующем, как я понимаю, данные статьи могут быть применены к водителю при выполнении одновременно трех условий, а именно водитель СЛЫШАЛ звуковой сигнал, ВИДЕЛ автомобиль с нанесенными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками и намеренно не уступил дорогу спец транспорту. Так ли это?

Вадим

Не совсем правильно вы понимаете. В данной ситуации нужно четко понимать следующее:

1) Водитель СМП:

— действительно ли был включен и звуковой сигнал и маячок

— убедился ли он, что ему уступают дорогу (см. п. 3.1 ПДД)

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 — 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

2) второй участник ДТП- вы:

— слышали вы или нет, видели или нет — честно говоря это никто не будет слушать, поскольку в п. 3.2 ПДД указано:

При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

там нет ни слова о субъективной составляющей действий водителя (типа если слышал, если видел, если мог увидеть и т.д...) Требование четкое- уступить без вариантов.

Кроме того, в силу п. 10.1 ПДД:

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности
и состояние транспортного средства и груза,дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

В вашей ситуации как указано, обзор вам закрывало другое ТС.

Суды скептически относятся к фразам «не слышал, не видел». См например,

Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 26.09.2013 N 4а-545/2013 Требование о привлечении водителя автомобиля к ответственности по части 2 ст. 12.17 КоАП РФ за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковыми маячками синего цвета и специальным звуковым сигналом удовлетворено правомерно, так как факт правонарушения подтвержден.

В вашей ситуации будет существенное значение иметь факт того, был ли реально включен звуковой сиглал и маячок одновременно и чем это подтверждается. Если он не был включен, то виноват 100% водитель СМП- не имея преимущества он пытался проехать. Если же маячок реально был, то тут уже надо смотреть вещную обстановку: протокол осмотра места происшествия, видеозаписи, схему места ДТП и т.д… на предмет того, а убедился ли водитель СМП, что ему уступают дорогу. Ведь ПДД не дают водителю СМП ехать напролом, они дают ему право нарушить ПДД и не быть привлеченным за это к ответственности при соблюдении требований безопасности, а именно- право нарушать, убедившись, что его пропускают.

Эксперт:

По уголовному делу Вам нужно несколько скорректировать линию защиты и акцентировать внимание на вопросе не нарушений как таковых, а их причинной связи с последствиями в виде ДТП.

трех условий, а именно водитель СЛЫШАЛ звуковой сигнал, ВИДЕЛ автомобиль с нанесенными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками и намеренно не уступил дорогу спец транспорту. Так ли это?

Вадим

Понимаете неправильно, никакого смысла доказывать отсутствие умысла тут нет. Подробно разъяснила это коллега Горячева, я с ней полностью согласен, поэтому повторяться не буду. Административное правонарушение в виде несоблюдения п 3.2 ПДД есть. Но для привлечения к уголовной ответственности этого недостаточно, необходимо наличие прямой причинной связи его с ДТП. На мой взгляд в прямой связи состоят только действия скорой, что должно исключать Вашу ответственность. Поэтому Вам не нужно сосредотачиваться на доказывании того что Вы не нарушали п. 3.2. Вам нужно сосредоточиться на доказывании отсутствия связи этого нарушения с ДТП.

Пример — Вы стоите и загораживаете проезд, едет скорая с включенными маячками. Вы ее умышленно не пропускаете, демонстративно выходите из машины и закрываете дверь. Она Вас таранит. У Вас явное нарушение п. 3.2 ПДД, но в ДТП виноваты не Вы. Ваши действия ДТП не влекли. Вот примерно в таком ключе на мой взгляд и целесообразно строить защиту, доказывать отсутствие нарушения п. 3.2 бесперспективно.

Какие именно действия предпринять в этом направлении — сказать трудно не зная обстоятельств ДТП более подробно. Одна из возможных рекомендаций — ходатайствовать о постановке эксперту-автотехнику общего вопроса: «какова причина ДТП с технической точки зрения.» Если будет сделан вывод, что несмотря на Ваше нарушение технически причиной дтп явились действия скорой — Вас не должны привлекать к уголовной ответственности.

Что касается определения момента в который Вы должны были заметить скорую и принимать меры к тому чтобы уступить дорогу — в уголовном деле это решается следственным экспериментом и никак иначе (не экспертным заключением)

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://pddmaster.ru/pdd/zheltie-migalki.html
  • https://specsignal.com.ua/yazyk-migalok-uchimsya-ponimat-tsveta-probleskovyh-mayachkov/
  • https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/primenenie-specialnyx-signalov.html
  • https://avtozakony.com/info/primenenie-spetsialnyh-signalov-pdd
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий