Как открыть диспетчерскую службу такси

 

Открытие службы такси - это несложно. Для организации службы такси с нуля, потребуется определиться с тем, каков будет ваш автопарк. Бизнес-идея «Как открыть диспетчерскую службу такси»: как и с чего начать, какие потребуются вложения, оборудование, кто основная аудитория и многое другое. Бонус: реальные кейсы от предпринимателей, которые уже работают по теме «Как открыть диспетчерскую службу такси».

Реклама и маркетинг

Ещё до того, как открыть диспетчерскую службу такси, нужно запускать рекламу (желательно сделать это за два месяца до открытия).
Вариантов много:

  • объявления в СМИ;
  • на городских порталах;
  • флаеры и листовки;
  • реклама в лифтах, на транспорте и т.д.

Эффективно использовать сразу несколько каналов.

Мотивируйте будущих клиентов. Можно обеспечить водителей визитками, при предъявлении которой в следующий раз клиентам будет предоставляться скидка. Объявления в газетах снабдите купоном, дающим право на льготную перевозку. Объявления на телевидении или по радио приурочьте к проведению какой-либо акции, которая обеспечит льготный проезд.

Номер вашей службы – еще одна фишка. Он должен быть запоминающимся, поэтому имеет смысл потратиться на приобретение такого номера.

И, конечно, не последнюю роль играет логотип и название вашего такси. За этим лучше обратится к профессионалам.

Еще один немаловажный момент – имидж компании. Ваши водители могут носить униформу, вежливость – на грани фантастики, маленькое угощение для детей или призовая акция для постоянных клиентов и т.д.

Разработка концепции

И в мегаполисе, и маленьком городке функционирует довольно большое количество такси. Это говорит о том, что войти в данную нишу будет непросто. Многие службы уже успели привлечь постоянных клиентов, да и за новых готовы побороться.

Но организовать рентабельное предприятие можно. Начнем с выбора концепции. Существует несколько вариантов организации бизнеса:

  1. Оформление разрешения и осуществление перевозки на своем авто.
  2. Открытие диспетчерской службы, которая станет посредником между клиентом и водителем-предпринимателем.
  3. Открытие диспетчерской службы, организации собственного автопарка и наемных работников.
  4. Сотрудничество с крупными диспетчерскими службами.

По мнению экспертов, для новичка оптимальным вариантом станет второй способ организации, который позволяет открыть такси без автопарка. Вам необходимо заключить соглашение с водителями, которые имеют собственные машины.

При этом самым доходным вариантом организации бизнеса остается третий вариант. Открытие диспетчерской и собственного автопарка дает независимость в принятии решений, высокую рентабельность и эффективность. В основной штат нанимаются водители, которые получают заработную плату в зависимости от количества выполненных заказов.

Так как уровень конкуренции в данном сегменте зашкаливает, основную деятельность вы можете дополнить новым креативным форматом, который только набирает популярность: перевозки домашних животных, такси с доступом Wi-Fi, автомобиль с караоке и др.

Видео по теме:
Работа в такси (какую машину купить, телефон, планшет или навигатор)

Почему бизнес на такси – это выгодно?

Почему бизнес на такси – это выгодно?

В каждом городе можно заказать такси любого уровня – от простой поездки, до элитного такси на авто класса премиум. Количество фирм, оказывающих подобные услуги, увеличивается. Однако, спрос на услуги такси не спадает. Это обусловлено тем, что города разрастаются.

Кроме того, даже владельцы собственных автомобилей не застрахованы от необходимости обращения в службу такси, например, в случае плохого самочувствия, неполадок машины, других случаях, когда садиться за руль своей машины либо опасно, либо невозможно по другим причинам.

Если Вы хотите прибыльный бизнес, то рекомендуем открыть службу такси. Если Вы думаете, что для этого необходимо иметь большой автопарк - то это неверно. Итак, рассмотрим подробнее, что необходимо для организации этого бизнеса.

Определяемся с видом экономической и предпринимательской деятельности

Поскольку ваша фирма будет играть роль посредника, передающего заказы от клиентов водителям, то проще всего зарегистрироваться как частный предприниматель, предоставляющий информационные услуги.

Выгодно также регистрировать ИП, так как в этом случае легче решать вопрос с налогами (дальнейшая информация будет актуальна для тех, кто задается вопросом «как открыть ИП такси?«).

Затем внимательно ознакомьтесь с Федеральным законом о службе такси № 68. Здесь описаны все требования к автомобилям, к фирмам, предоставляющим услуги перевозок. Правила разняться в зависимости от региона, поэтому стоит постоянно отслеживать все возможные изменения.

И главное, что вам понадобится – лицензия на каждое авто.

Читайте также: Как открыть транспортную компанию, готовый бизнес-план

Чтобы открыть лицензию, необходимо обратится в региональное отделение Минтранса, где вам выдадут перечень необходимых документов. Процедура простая. Цена за услугу зависит от региона. Обычно это обходится в районе 5 тысяч рублей. Срок действия лицензии – 5 лет.

Плотность таксистов на одного жителя Стамбула крайне высокая. Успейте занять свою нишу, пока в России конкуренция не превратилась в форму выживания!

Код ОКВЭД

Ели вы решили открыть свою фирму, то вам придется залезть в дебри налогового законодательства и выбрать код ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Классификатор этот довольно условен, разделен на 17 категорий.

Если вы собираетесь работать по принципу оказания информационных услуг, то больше всего подойдут следующие коды:

  • — Розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет);
  • 72.6 — Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
  • — Предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу;
  • 63.2 — Прочая вспомогательная транспортная деятельность;
  • 92.4 — Деятельность информационных агентств.

Выбираете один или несколько и указываете их при регистрации.

Фото 1

Требования к машинам

К автомобилям в данном виде бизнеса предъявляются серьезные требования. Ведь они являются лицом компании и от впечатления, которое машина произведет на клиента, во многом зависит, захочет ли он еще воспользоваться вашими услугами. Также крайне важна и безопасность на дороге для водителя и его пассажира.

Поэтому проследите за такими моментами:

  1. На транспортном средстве устанавливаются специальные опознавательные знаки.
  2. На приборной панели крепят таксометр.
  3. На кузове приклеивают магнитную ленту.
  4. Машина должна регулярно (раз в полгода) проходить осмотр на станции техобслуживания.
  5. Быть в отличном рабочем состоянии.
  6. Салон вымывают раз в неделю, а внешние части – каждый день.

Хорошим рекламным ходом станет размещение на самом транспортном средстве краткой информации о службе такси. Для этого наносят логотип, телефон компании и короткий лозунг. Так, ваша фирма станет более узнаваема и быстрее завоюет рынок.

Требования к офису и оборудованию

Все зависит от штата. Если предполагается работа нескольких диспетчеров за одну смену, то стоит ознакомиться с требованиями СЭС и пожарных к рабочему месту.

Читайте также: Бизнес-план – как организовать агентство недвижимости

Удобнее всего снять офис, в котором будет располагаться диспетчерская, кабинет директора, комната отдыха. Желательно иметь достаточную площадь перед офисом, чтобы водители имели возможность оставлять свои автомобили во время ожидания клиентов.

Если в штате будет работать медик, то нужно выделить кабинет для врача. Ну, и технические помещения.

Выбираем связь

Для автоматизации диспетчерской службы такси большинство компаний выбирают либо IP-телефонию, либо полноценный call-центр. Все зависит от того, какие именно сферы вы хотите автоматизировать.

IP-телефония осуществляет трансляцию телефонного звонка через интернет.

Этот вид связи позволяет в автоматическом режиме определять номер абонента, осуществляет набор номера и обратный звонок клиенту, выстраивать очередь звонков, обеспечивает удержание вызова на линии, дает возможность работать с гарнитурой.

Для этого необходима специальная аппаратуры и постоянный доступ в Интернет. .

Если же в вашем штате более 30-ти водителей ежедневно, то лучше организовать работу call-центра. Она сводит работу диспетчера к минимуму, но и стоит оборудование для такого центра недешево.

Рекламная кампания

Сегодня рынок такси достаточно насыщен и практически в каждом городе существует огромная конкуренция среди подобных служб. Чтобы выделиться среди них нужно предлагать уникальные и востребованные услуги, а также заняться целенаправленной массовой рекламой. Для этого задействуют все доступные средства:

  1. Зарегистрируйтесь в различных приложениях, которыми сегодня пользуются клиенты для поиска и вызова такси.
  2. Разместите рекламу на всех городских площадках – баннеры, остановки, транспорт (собственный и общественный), щиты, билборды.
  3. Нужно создать сайт, на котором указаны номера, основные преимущества перед конкурентами, можно просчитать стоимость за маршрут, оставить отзыв.
  4. Распечатайте визитки, листовки и другую полиграфическую продукцию, раздавайте ее в местах большого скопления людей, а также часть отдавайте пассажирам, чтобы они имели под рукой номер службы или могли поделиться информацией со знакомыми.
  5. Оплачивайте объявления, размещаемые в местных СМИ (газетах, журналах).

Для привлечения постоянных клиентов сегодня придумывают множество интересных акций –  «Расскажи другу», «N-нная поездка бесплатна», считают накопленные километры и пр. Но это не сработает, если диспетчеры или водители станут грубить пассажирам, машина не приедет вовремя, дозвониться будет сложно, а стоимость услуг окажется выше средних по региону. Так что уделяйте внимание высококачественному сервису на каждом этапе работы.

Здесь можно скачать бесплатно бизнес-план диспетчерской службы такси в качестве образца.

Форматы ведения бизнеса

Решая, с чего начать создание диспетчерской службы, следует учесть, что в данном сегменте бизнеса очень высока конкуренция. Причем это наблюдается во всех населенных пунктах, независимо от количества жителей. Поэтому успешность работы вашего предприятия в значительной мере будет определяться качеством предоставляемых услуг.

Для организации предприятий такси предприниматели обычно идут двумя путями:

  • Создание компании на основе собственного автопарка.
  • Открытие только диспетчерской службы.

Первый путь достаточно затратен, так как требует значительных средств на приобретение автомобилей и их обслуживание. Создать такое предприятие можно только в рамках организационно-правовой формы малого предприятия – ООО.

Второй способ не требует крупных вложений, ибо основан на привлечении водителей со стороны. Уровень экономических рисков при такой организации бизнеса значительно ниже, и оформить его можно посредством регистрации ИП. В этом случае доход предприятия будет формироваться из фиксированных или процентных отчислений из выручки водителей, размер которых устанавливается договором.

Основное назначение диспетчерской службы такси – предоставление информационных услуг водителям автомобилей, занимающимся пассажирскими перевозками. Главная его задача – координировать запросы заказчиков с возможностями водителей по обеспечению наиболее оптимальных условий перевозки к месту назначения.

Вопросы и ответы

Меня зовут Роман. Я хочу открыть свою информационную диспетчерскую службу такси без своего автопарка. Просто хочу зарегистрироваться как информационная служба. Подскажите пожалуйста нужно ли мне в данном случае заключать договор с медиком и механиком? Нужно ли мне брать разрешение в транспортной или всего этого можно избежать? И как это лучше оформить?

Эксперт:

Вы сами задали вопрос, в котором есть ответ. Вы хотите зарегистрироваться как информационная служба, никаких дополнительных человеко-часов в виде медика и механика вам не нужно, если конечно не хотите предоставлять дополнительные услуги для водителей-аутсорсеров и — их объединений, которые в свою очередь должны озаботиться данным вопросом.

Эксперт:

Александр, добрый день.

Хотелось бы немного дополнить ранее данный ответ и подвести некий итог консультации:

Наиболее оптимальный вариант — заключение агентского договора с водителями (ст. 1005 ГК РФ), сейчас по такой схеме работают уже все партнеры агрегаторов Яндекс такси/Убер/Гетт, кто разобрался в наиболее оптимальной схеме работы партнера агрегаторов такси.

С водителями Вы заключаете договор как с физ. лицами, для работы с ними по агентскому договору регистрировать им ИП не требуется.

Самое главное для работы с водителями — это грамотно составленный агентский договор, который позволит Вам:

1. Платить налог только с суммы Вашего агентского вознаграждения и не платить налог с денег водителей, которые поступают к Вам на счет и которые Вы потом перечисляете водителям.

2. Не платить налоги и взносы за водителей при перечислении им денежных средств, то есть не являться налоговым агентом водителей.

Отмечу, что есть 3 формы заключения агентского договора:

1. Водитель приезжает к Вам в офис и там подписывает агентский договор — здесь думаю все понятно. В договоре прописывается, что Вы агент и прописывается Ваше вознаграждение.

2. Договор можно заключить путем обмена сканами, если к примеру подключаете водителей с других городов. То есть Вы высылаете скан подписанного Вами договора, водитель его распечатывает, подписывает со своей стороны и направляет обратно Вам. В этом случае в договоре прописывается, что он заключается путем обмена сканами.

3. Договор-оферта. Этот способ сейчас набирает наибольшую популярность среди партнеров Убер/Яндекс такси/Гетт — Вы размещаете у себя на сайте договор-оферту, в нем прописаны все условия сотрудничества. Далее когда водитель регистрируется у Вас на сайте, то он там ставит отметку о согласии с условиями оферты и с момента регистрации договор между Вами считается заключенным.

От себя добавлю, что все партнеры указанных агрегаторов, кто уже разобрался в наиболее оптимальной и безопасной схеме работы, работают по агентскому договору и никто не платит налоги за водителей, при этом все спокойно отчитываются перед налоговой и никаких вопросов от налоговой не возникает, налог все платят только со своего вознаграждения.

Я лично писал несколько запросов в различные местные налоговые разных регионов и по этому вопросу всегда ответ был один — налоги Вы платите только с суммы своего агентского вознаграждения, налоги за водителей не платите. (они сами должны подать 3 НДФЛ и оплатить налог 13% с дохода, но это уже Вас не касается).

Есть конечно и случаи доначисления налогов партнерам со стороны налоговой, наиболее распространенные случаи доначисления — это перечисление денег водителям не с р/с, а путем вывода сначала себе на карту, а уже потом перевод со своей карты денег водителям (налоговая говорит раз вывели себе на карту — значит это все доход ИП), а также перевод денег не самому водителю, а третьему лицу (по просьбе водителя — жене/родственнику и т.д., например, когда у водителя заблокированы счета по долгам) без наличия соответствующего заявления со стороны водителя о переводе денег по его просьбе третьему лицу, правда и в этих случаях можно отбиться, если грамотно сформировать позицию и все перечисления водителям действительно имели место.

То есть Вам главное, чтобы у Вас была грамотно выстроена схема документооборота и перечисления денег водителям, все документы были в порядке и соответствовали закону и тогда в этой части никаких проблем у Вас не будет.

Отмечу также, что Вам нужны будут следующие коды ОКВЭД:
1) 49.32
Деятельность такси
Эта группировка также включает:
— аренду легковых автомобилей с водителем
2) 62.09
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
Эта группировка включает:
— прочие информационные технологии, связанные с работой на компьютере, не включенные в другие группировки, в том числе: предоставление услуг по восстановлению компьютера после сбоя, установку (настройку) персональных компьютеров, установку программного обеспечения
Эта группировка не включает:
— установку специализированных цифровых и аналоговых компьютеров, см. 33.20;
— разработку компьютерного программного обеспечения, см. 62.01;
— консультирование в области компьютерных систем, см. 62.02;
— управление компьютерными техническими средствами, см. 62.03;
— обработку данных и хостинг, см. 63.11

Дополню, что вопрос Ваш не первый, рекомендую также ознакомиться с ответами юристов за следующие похожие вопросы:

https://pravoved.ru/question/1437133/


https://pravoved.ru/question/1541299/


https://pravoved.ru/question/1403123/


https://pravoved.ru/question/1291770/


https://pravoved.ru/question/1512606/


С Уважением,

Васильев Дмитрий.

хочу открыть диспетчерскую службу такси и нанимать частных извозчиков с их личными автомобилями. какие налоги я должна оплачивать при усн и могу ли я вообще нанимать частников?

Эксперт:

Инструкция
содержит информацию о том, что нужно для открытия своей диспетчерской, с чего
начать и как грамотно выстроить этот бизнес.


Служба такси — бизнес по перевозке пассажиров,
осуществляющий свою деятельность за счет организованной системы приема и
распределения заявок. Прием заявок на оказание услуги осуществляется через
централизованную диспечерскую службу.


Обслуживание заявок осуществляют аккредитованные в
этой диспечерской водители с автомобилями, оснащенными специализированным оборудованием
для такси («шашечки»,
рация, таксометр).


С чего начать открытие такси?

Во-первых, четко сформулировать суть идеи. Оказывать услуги по перевозке
пассажиров можно:

·
в
индивидуальном порядке, оформив разрешение, и став таксистом на собственном
транспорте;

·
с
помощью диспетчерской службы, выступающей посредником между водителями — ИП с
личным автотранспортом и пассажирами, нуждающимися в перевозке;

·
с
помощью диспетчерской службы, собственного автопарка и наемных водителей.

Для вхождения в бизнес
наиболее оптимален второй вариант, хотя третий — более прибыльный. В принципе,
от второго он отличается только размером стартового капитала (наличием
собственных машин) и взаимодействием с водителями (в третьем варианте водители
– наемные рабочие, получающие зарплату; во втором – индивидуальные
предприниматели, работающие с диспетчерской службой по договору сотрудничества).

Во-вторых, официально оформить предприятие, выбрать систему налогообложения
и получить соответствующие разрешения для данного вида деятельности.

В-третьих, так как идея не нова, и вхождение в рынок предстоит при наличии
уже работающих конкурентов, следует придумать свою концепцию, «фишку», которая
будет отличать вашу службу от других. К примеру, оборудовать машины WiFi;
нанимать только женщин-водителей; иметь в автопарке исключительно машины
иностранного производства или одинаковые автомобили одной марки и цвета;
установить самую низкую в городе плату за 1 км – все зависит от вашей фантазии.


Регистрационные процедуры

Зарегистрировать бизнес
можно на ИП. Услуги такси попадают под ЕНВД, с водителями заключается договор,
по которому они выплачивают фиксированную сумму (или определенный процент от
выручки) за оказание информационных услуг. Если вы планируете такси с
собственным автомобильным парком, то для избавления от вопросов
кадрогового регулирования подумайте о договоре с аутстаффинговой компанией. Особенно актуально,
если вы планируете найм водителей-иностранцев.

На каждую машину необходимо оформить разрешение на автоперевозки, которое должно
находится в салоне, и предъявляться по требованию пассажира. Выдают такое
разрешение уполномоченные органы исполнительной власти — комитеты по транспорту
(срок действия — на 5 лет). Разрешение выдается на транспортное средство,
принадлежащее бизнесмену на основании права собственности или по договору
лизинга, действительно оно только в пределах федерации, на территории которого
было получено.

Требования к легковому
автотранспорту, на котором будут осуществляться пассажирские перевозки:

·
прохождение
гостехосмотра каждые полгода;

·
наличие
на боковых поверхностях кузова цветографической схемы (шашечек)

·
наличие
на крыше опознавательного фонаря оранжевого цвета;

·
фиксированная
оплата за проезд или таксометр.

Эксперт:


I) Прежде всего нужно учитывать, что в сфере работы диспетчерских такси (служб заказа такси, диспетчерских пунктов, диспетчерских служб такси – это по сути все синонимы) со своими заказами на услуги такси (включая тех, у кого есть мобильное приложение, тех, кто передает заказы по рациям, по мессенджерам, телефону и т.д.), то есть на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (тех, кто сотрудничает с агрегаторами Яндекс.Такси и т.п. мы сейчас в расчет не берем (там свои особенности), так как из вопроса следует, что у Вас свои заказы) есть 2 варианта работы:
1. Заключение с водителями договора на информационные услуги.
2. Заключение агентского договора с водителями на поиск и передачу заказов.
Принимать решение о том, на каком варианте лучше остановиться нужно исходя из схемы работы, ситуаций может быть 2:
Ситуация №1. У Вас есть заказы с оплатой по безналу от клиентов (как правило это корпоративные клиенты, которые заказывают у Вас услуги по перевозке сотрудников, либо это касается ситуаций, когда у Вас есть мобильное приложение для пассажиров с возможностью оплатить в приложении через эквайринг), с которых Вы удерживаете свой %, а остальное передаете водителю.
Ситуация №2. У Вас нет безналичных оплат от клиентов и как следствие все обороты по Вашему р/с – это поступления Вашей комиссии от водителей, как правило, путем внесения Вам денег на некий виртуальный «баланс» (иногда этот баланс водителя фиксируется в мобильном приложении для водителя, а иногда Вы просто сами ведете внутренний учет), с которого потом списывается Ваша комиссия по мере выполнения водителями заказов.
II) Оплата налогов и выбор системы налогообложения.
В ситуации №2 в принципе никаких проблем нет, поскольку все что падает Вам на р/с является Вашим доходом, поэтому Вы просто заключаете договор с водителем, платите налоги со своего оборота и все. Обычно в этом случае выбирается система налогообложения УСН 6%.
В ситуации №1 немного сложнее, поскольку не все суммы, которые падают Вам на р/с, являются Вашим доходом.
Например, Вам за год на р/с поступило 20 млн руб. Из них Ваш доход – это только 2 млн руб. (комиссия диспетчерской). Оставшиеся 18 млн руб. – это деньги, перечисленные водителям, которые не являются Вашим доходом. Риск заключается в том, что налоговая может потребовать оплатить налоги со всего оборота.
Решением в данном случае является агентский договор, который позволяет Вам платить налоги не со всего оборота в том числе при УСН 6%.
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
НК РФ Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Из указанной нормы следует, что если компания заключает агентский договор и будет по нему получать денежные средства, то она не будет платить налоги с денежных средств, перечисляемых принципалу.
Указанная позиция также отражена в Письме МинФина от 21 апреля 2014 г. N 03-11-06/2/18218.
То есть Вы можете применять УСН 6% в данном случае и платить налог 6% только с суммы своей комиссии и не платить налог с денег, перечисляемых водителям. Также нужно учитывать, что ст. 346.16 НК РФ не позволяет в рамках УСН 15% ставить выплаты водителям себе в расходы, поэтому смысла пытаться применить УСН 15% и ставить выплаты водителям в расходы нет.
И дополнительно к указанному обоснованию у меня есть более 100 ответов налоговых на мои личные запросы относительно деятельности диспетчерских такси, в том числе из ИФНС г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Новосибирска, г. Нижнего Новгорода, г. Волгограда, г. Самары, г. Перми, г. Краснодара, г. Ростова-на-Дону, г. Челябинска, г. Кирова, г. Ярославля, г. Уфы, г. Архангельска, г. Мурманска и т.д. с подтверждением того, что диспетчерские не платят налоги с тех денег, которые они перечисляют водителям-физическим лицам, а платят налоги только с суммы своей комиссии (агентского вознаграждения). Но это исключительно при условии, что у Вас грамотный агентский договор, а не скачанный/взятый непонятно от куда, запросы были именно по моему агентскому договору, по которому работают мои клиенты.
Отмечу, что ЕНВД или патент (ПСН) не подходят для работы диспетчерских, которые просто передают заказы водителям.
Но здесь принципиально важно понимать, что указанные положения распространяются только на агентские договоры, но не распространяются на договоры на оказание информационных, диспетчерских и прочих услуг (см. приведенный п.9 ч.1 ст. 251 НК РФ)!
Очень частая ошибка – люди заключают с водителем договор, по которому они оказывают водителю какие-либо услуги и называют это агентским договором, однако нужно понимать, что договор на оказание каких-либо услуг и агентский договор – это совершенно разные виды договоров и, если Вы одно с другим спутаете, то есть хорошие шансы, что налоговая потребует от Вас оплатить налоги со всего оборота, а именно:
— Договоры на оказание услуг регулируются Главой 39 Гражданского кодекса РФ «Возмездное оказание услуг» (ст. 779 ГК РФ – 783.1 ГК РФ) и в отличие от агентского договора в НК РФ нет никаких положений, которые бы позволяли по договору на оказание услуг платить налоги не со всего оборота.
— Агентские договоры регулируются Главой 52 Гражданского кодекса РФ «Агентирование» (ст. 1005 ГК РФ – 1011 ГК РФ) и на них распространяется п.9 ч.1 ст. 251 НК РФ.
Вывод №1: если у Вас есть безналичные платежи, то с водителями нужно заключать агентский договор. Если у Вас нет безналичных платежей, то по сути с точки зрения налогов не принципиально какой договор у Вас будет с водителем – агентский, на информационные услуги или еще какой-то, поскольку такой проблемы в этом случае изначально нет.
III) НДФЛ за водителей.
В ситуации №2, когда у Вас нет безналичных заказов и Вы ничего сами водителю не перечисляете, а все оплаты происходят наличными от пассажира водителю, проблем нет – Вы ничего водителю не перечисляете = вопрос об НДФЛ и страховых взносах не встает.
В ситуации №1, когда у Вас есть оплаты по безналу и Вы должны часть денежных средств перечислять водителям, встает вопрос о том, должны ли Вы платить за него НДФЛ и страховые взносы.
В ситуациях, когда водитель ИП или самозанятый формально такой вопрос не стоит –не должны (хотя нужно понимать, что, если ИП или самозанятый будет получать оплаты только от Вас, то есть Вы будете для него единственным источником поступлений, у Вас есть определенные риски признания отношений трудовыми, поэтому нужно крайне внимательно подходить к выстраиванию документов и выбору форм сотрудничества со всеми категориями водителей – и с ИП и с самозанятыми и с физическими лицами).
Что касается ситуаций, когда водитель просто физическое лицо (для многих это подавляющее большинство водителей) нужно понимать, что решение здесь то же самое – агентский договор. По агентскому договору водитель является Принципалом, а мы его Агентом, поэтому мы не являемся для него источником выплаты денежных средств и как следствие не должны платить за него НДФЛ и страховые взносы.
Обоснование:
В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются, в частности, российские организации, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ.
Источником выплаты доходов налогоплательщику является организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (ст. 11 НК РФ).
На основании п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, изложенным в Письмах МинФина от 15.04.2016 N 03-04-05/21896, от 24.02.2016 N 03-04-06/10104, от 24.02.2016 N 03-04-06/10099 агент не является источником дохода для принципала и как следствие не является его налоговым агентом.
И аналогично по вопросу НДФЛ у меня есть более 100 ответов налоговых на мои запросы относительно деятельности диспетчерских со всей страны, в том числе из г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Новосибирска, г. Нижнего Новгорода, г. Волгограда, г. Самары, г. Перми, г. Краснодара, г. Ростова-на-Дону, г. Челябинска, г. Кирова, г. Ярославля, г. Уфы, г. Архангельска, г. Мурманска и т.д. с подтверждением того, что диспетчерские не платят НДФЛ за водителей-физических лиц, поскольку они не являются источником выплаты денежных средств.
В дополнение еще есть Письмо Минфина России от 3 сентября 2015 г. № 03-04-06/50972 с разъяснениями конкретно по работе по агентскому договору с водителями такси-физическими лицами.
При этом отмечу, что, например, вариант «просто рассчитываться с водителями наличными без следов» не пройдет, поскольку если у Вас будет нормальный оборот, но не будет видно отношений с водителями, то налоговая быстро поймет, что у Вас есть кто-то, кто выполняет все эти заказы и докопается (это касается ситуаций, когда обороты больше, чем сам ИП один или директор в случае с ООО могут «накатать»).
Вывод №2: Для того, чтобы Вы имели право не платить НДФЛ и страховые взносы за водителей, Вы должны заключить с ними агентский договор. Договор на информационные услуги здесь аналогично не подходит. И аналогично если с Вашей Стороны нет перечислений водителю – можно заключать и договор на информационные услуги, поскольку в этой ситуации у Вас не будет расчетов с водителями.
IV) Риски штрафов за нарушения транспортного законодательства
Как Вы знаете, ближайшее время штрафы по КоАП РФ вырастут в разы и достигнут угрожающих размеров (хотя в сфере такси они и ранее были немаленькие), поэтому этот вопрос сейчас один из самых актуальных.
На практике с точки зрения транспортного законодательства есть 2 требования, которые часто не соблюдаются:
1. С точки зрения закона у водителя должна быть лицензия (разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, далее по тексту для простоты буду писать просто «лицензия»), требование не распространяется на ситуации, когда у Вас все перевозки – это перевозки по предварительным заказам (трансферы).
2. С точки зрения закона Перевозчик (в нашем случае водитель) должен быть индивидуальным предпринимателем, а он у нас физическое лицо.
И вот здесь возникает ключевой вопрос: кто будет нести ответственность за отсутствие лицензии (и как следствие за отсутствие путевого листа и т.д.) и отсутствие статуса ИП – сам водитель или диспетчерская также может быть привлечена к ответственности за отсутствие у водителя лицензии/статуса ИП?
Сразу отмечу, что по моей личной практике указанный вопрос мало касается взаимоотношений с налоговыми органами. Как уже было приведено выше – на уровне МинФина и ФНС есть огромное количестве разъяснений, из которых следует, что Вы с водителями вправе заключать договоры как с физическими лицами. Причина здесь довольно простая – налоговый орган не является органом, в предмет ведения которого входит контроль за соблюдением транспортного законодательства. Налоговую интересуют только Ваши налоги. Если налоги оплачены в соответствии с законодательством – налоговой все равно на наличие или отсутствие у водителей лицензий, поскольку они руководствуются исключительно положениями НК РФ, а не транспортным законодательством.
Поэтому по текущей практике этот вопрос больше касается различных проверок со стороны ГИБДД и иных органов, которые контролируют исполнение транспортного законодательства.
Здесь есть смысл обратиться к судебной практике. Я не буду подробно разбирать судебную практику по этому вопросу, однако отмечу, что по текущей практике ответственность за отсутствие лицензий несет непосредственно сам водитель, если авто не в собственности диспетчерской (о ситуации, когда авто в собственности диспетчерской речь пойдет дальше).
Например, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа Ф03-3096/2017 от 15 августа 2017 г. по делу А24-4570/2016 судом рассматривался спор между Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и диспетчерской такси, а именно ФАС предъявила к диспетчерской претензии о том, что она передает заказы такси водителям-физическим лицам без лицензии и требовала прекратить подобную деятельность, оформить лицензии, однако суд не согласился с данной позицией, настоял на том, что диспетчерская – это просто посредник, которая имеет договор с водителем, из которого следует, что все обязанности по оказанию услуг по перевозке возложены на водителя и как следствие она не несет ответственности за соблюдение водителем требований транспортного законодательства.
Вывод суда: диспетчерская, передавая заказы водителю, не является перевозчиком, в данной ситуации перевозчиком является сам водитель = диспетчерская не несет ответственности за отсутствие лицензий у водителей.
Однако важно учитывать, что все это актуально исключительно при грамотном оформлении документов и при грамотной схеме работы.
Также стоит учитывать, если Вы от имени своей компании, на которую оформлена диспетчерская, будете выдавать водителям путевые листы или оформите лицензии на себя – все риски перейдут на Вас (вообще в ситуации, когда есть лицензия на авто, ответственность всегда будет нести компания, на которую оформлена лицензия), поэтому этого делать нельзя (про схему работы со своими авто речь пойдет дальше).
Вывод №3: При грамотном оформлении деятельности по сегодняшней практике все штрафы будут «падать» на водителя. При этом в договоре с водителем обязательно должны быть правильно прописаны пункты про то, что по всем нарушениям транспортного законодательства водитель несет ответственность сам, а также прописать перечень тех требований, которым водитель должен отвечать.
V) Риски ответственности за ДТП (причинение вреда здоровью пассажиров, другим авто, имуществу и т.д.).
Вот этот вопрос самый непростой. Дело в том, что даже сами агрегаторы такси, например, тот же Яндекс.Такси (и это при том, что сам Яндекс.Такси работает только с ИП и ООО и по своим документам все полностью перекладывает в части ответственности на них) не может защититься от того, что суды по искам по ДТП взыскивают ущерб с Яндекса.
Таких Решений куча, например, можно обратить внимание на Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26.07.2019 г. по делу №2-4007/2019.
Причем риски, как правило, остаются независимо от того, какой договор мы заключаем с водителем – хоть агентский, хоть на оказание информационных услуг.
Например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.01.2018 N 5-КГ17-220 Верховный суд признал тот факт, что диспетчерская, которая просто оказывала информационные услуги водителю, несет ответственность за совершенные водителями ДТП.
На самом деле есть определенные варианты настройки деятельности таким образом, чтобы минимизировать риски ответственности за ДТП с водителями, однако здесь я их уже приводить не буду, так как это достаточно большой объем информации.
VI) Отмечу, что есть 3 формы заключения договора с водителем:
1. Водитель приезжает к Вам в офис и там подписывает договор — здесь думаю все понятно. 2. Договор можно заключить путем обмена сканами, если к примеру, если водителю неудобно подъехать к Вам в офис или Вы подключаете водителей с других городов. То есть Вы высылаете скан подписанного Вами договора, водитель его распечатывает, подписывает со своей стороны и направляет обратно Вам. В этом случае в договоре обязательно прописывается, что он заключается путем обмена сканами.
3. Договор-оферта. Этот способ сейчас набирает наибольшую популярность среди диспетчерских — Вы размещаете у себя на сайте или в мобильном приложении для водителя договор-оферту, в нем прописаны все условия сотрудничества. Однако здесь есть ряд обязательных требований, которые нужно соблюдать, включая:
3.1. Наличие грамотной формы заявки на сайте.
3.2. Наличие грамотного договора-оферты с водителем.
3.3. Правильное формирование реестра водителей по итогам заполнения формы заявки на сайте (этот пункт как правило вызывает наибольшие затруднения, так как к реестру есть ряд требований и не каждый разработчик может их грамотно реализовать на практике так, как это нужно налоговой).
Отмечу, что если грамотно все оформить, то при работе через оферту у Вас весь документооборот будет в удобном и полностью электронном виде и «вживую» встречаться с водителями Вам не нужно будет и вручную тоже ничего подписывать не нужно будет.
VII) ОКВЭД.
Отмечу, что для диспетчерских со своими заказами мы используем в качестве основного код ОКВЭД «63.99.1 Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг».
Но здесь правда нужно добавить оговорку про то, что нужно каждую ситуацию смотреть индивидуально и иногда мы корректируем ОКВЭД с клиентами, в частности часто мы еще используем также следующие коды ОКВЭД:
82.20 Деятельность центров обработки телефонных вызовов.
62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая.
63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.
63.91 Деятельность информационных агентств.
VIII) Также отмечу, что частой проблемой является ведение расчетов с нерезидентами (то есть когда водитель нерезидент РФ). По нерезидентам есть ряд особенностей по заключению договора (однако сразу отмечу, что особенности несущественны и с нерезидентами Вы заключаете также агентский договор/договор на информ. услуги, как и с резидентами, то есть законно работать с нерезидентами можно). Также если Вы будете перечислять деньги водителям-нерезидентам, то Вы попадете на валютный контроль и там тоже есть свои особенности, в том числе в плане подбора адекватных банковских тарифов.
IX) Также отдельный большой вопрос – РАБОТА НА СВОИХ АВТОМОБИЛЯХ, когда автомобиль водителю предоставляет сама компания, на которую оформлена диспетчерская. Тут возникает уже множество дополнительных нюансов, а, кроме того, при кривой схеме работы со своими авто есть немалые риски признания отношений с водителями трудовыми.
Х) ТАКЖЕ ОБРАЩАЮ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО С ИЮЛЯ 2019 Г. ВСТУПИЛ В СИЛУ ЗАКОН ОБ ОНЛАЙН КАССАХ В ТАКСИ. ДАННЫЙ ЗАКОН АНАЛОГИЧНО НАКЛАДЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ОТПЕЧАТОК НА МОДЕЛЬ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРСКИХ.
Однако эти нюансы здесь я описывать не буду (объема не хватит), но с радостью готов буду с ними поделиться с любым желающим в чате (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://delaybiznes.com/biznes_plan_taksi/
  • https://to-biz.ru/organizaciya-dispetcherskoj-sluzhby-taksi/
  • http://xn----8sbcgjdnfczvhfb7cc6c6l.xn--p1ai/biznes-plany-rukovodstva/avtobiznes/biznes-plan-kak-otkryt-svoe-taksi/
  • https://biznesask.ru/idei/uslugi/otkrytie-dispetcherskoy-sluzhby-taksi.html
  • https://zhazhda.biz/idea/kak-otkryt-dispetcherskuyu-sluzhbu-taksi
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий