Какое полное название великобритании

 

Великобритания - самая подробная информация о стране с фото. Достопримечательности, города Великобритании, климат, география, население и культура. Разница между Англией и Великобританией, общие сведения, географическое положение, государственное устройство, видео по теме.

Великобритания – страна сочетания наций

Этнический состав Великобритании имеет довольно пестрый характер для европейского государства. В связи с тем, что на Британские острова были совершены многочисленные нападения со стороны континентальной Европы, римляне, норманны, саксы и датчане заняли низменную местность, выгнав коренное население в горы и на запад и север острова.

Поскольку Британские острова были колониальным государством, состав населения здесь заметно изменился. Сюда произошла миграция выходцев из Азии, Африки и Карибских островов. Китайцы, пакистанцы, индийцы и африканцы разбавили этнический состав.

Еще в Средневековье в Великобритании формировались три основные этнические общины, которые были представлены англичанами, шотландцами и валлийцами. Особую роль в политической сфере страны всегда играми взаимоотношения между этими коренными народами.

Национальный состав Великобритании не так многообразен, как этнический. После Второй мировой войны на Британские острова произошел наплыв рабочих из европейских стран, составлявший 1 млн человек. Кроме того, ежегодно страну заселяют 50 тысяч европейцев и азиатов, которые приезжают сюда в поисках работы.

Население Великобритании

Из 65 млн человек господствующую часть занимают англичане с численностью около 53 млн. Преимущественно они проживают в Англии, небольшая часть англичан занимает Уэльс и Шотландию.

Второе место по численности занимают шотландцы, которые представлены 6 млн человек. Большая часть кельтов проживает в северо-западной части острова Великобритания и многочисленных северных островов.

Ирландцы составляют 1,5 млн человек населения Британских островов, а валлийцы – 1,2 млн. Другие нации Великобритании насчитывают около 3 млн человек.

Устойчивые словосочетания

  • Туманный Альбион
  • Британский лев
  • Британский флот (Гранд Флит)
  • Британская сдержанность
  • Британский миф
  • Британский футбол
  • Английская королева
  • Английская соль
  • Английская булавка
  • Английский парк
  • Английский звук
  • Английский юмор
  • Английский рожок
  • Английский замок
  • Английский бульдог
  • Английский мастиф
  • Английский сеттер
  • Уйти по-английски
  • Английский пациент
  • Викторианская эпоха
  • Ливерпульская четверка
  • Лондонский кэб
  • Лондонский туман
  • Британский джентльмен
  • Джон Булль
  • Пятичасовой чай
  • Английские придурки

Административное деление

Основная статья: Административное деление Великобритании Административные единицы Великобритании.

Каждая страна Соединённого Королевства имеет свою собственную систему административного и географического деления, которое часто исходит ещё со времён до появления государства Великобритания. Соответственно «не существует стандартного уровня административной единицы, связывающего всю Великобританию». До XIX века практически никаких изменений старых делений не происходило, однако затем началась постоянная эволюция ролей и функций[18]. Однако эти изменения не были универсальны, а дальнейшая передача возможностей Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии означает, что и в дальнейшем они вряд ли будут универсальными.

Организация местного правительства Англии очень сложна, с распределением функций, зависящих от местных распоряжений. Законодательная база относительно английского правительства устанавливается парламентом и правительством Великобритании, поскольку у Англии нет своего собственного парламента. Высший уровень деления Англии составляют девять правительственных регионов или правительственных регионов Европейского Союза. Один регион, Большой Лондон, имеет свою выборную ассамблею и мэра с 2000 года после поддержки этого вопроса на референдуме в 1998 году[19]. Предполагалось, что и другие регионы также получат свои региональные ассамблеи, однако отказ от таковой в Северо-Восточной Англии на референдуме в 2004 году остановил эту идею[20]. Ниже регионального уровня идет либо совет графства, и затем районные советы, или унитарные советы, Лондон же имеет свою систему из 32 Лондонских боро. Члены совета выбираются по мажоритарной системе[21].

Местное правительство Шотландии разделено на основе 32 областей Шотландии с большой разницей в размерах и населении среди них. Города Глазго, Эдинбург, Абердин и Данди являются отдельными областями, точно также как и Страна Гор, которая включает в себя территорию трети Шотландии, но имеет население всего чуть больше 200 000 человек. Права местного управления управляются выборными депутатами, которых сейчас 1222[22] и получают зарплату на полставки. Выборы проводятся по системе единого непереходного голоса и выбирают трех или четырёх депутатов, которые затем выбирают председателя, который возглавляет заседания и выступает от имени всего региона.

Правительство Уэльса состоит из 22 унитарных образований, включая Кардифф, Суонси и Ньюпорт, каждый из которых является отдельным образованием[23]. Выборы проводятся раз в 4 года по мажоритарной системе[24]. Северная Ирландия с 1973 года была разделена на 26 районов. Их права ограничены только обслуживающими функциями, как например уборка мусора, контроль за домашними животными и уход за парками[25]. 13 марта 2008 года было принято решение создать 11 новых районов и заменить существующую систему[26]. Следующие местные выборы были отменены до 2011 года для организации новой системы[27].

Зависимые территории

Основные статьи: Британские заморские территории, Коронные земли Четырнадцать Британских Заморских Территорий обозначены красным.

Соединённое Королевство имеет суверенитет над семнадцатью территориями, которые не являются составной частью Великобритании: 14 Британских Заморских Территорий[28] и три Коронных Земли.

Четырнадцатью Заморскими Территориями являются: Ангилья (столица Валли), Бермуды (столица Гамильтон), Британская антарктическая территория (столица Ротера), Британская территория в Индийском океане (столица Диего-Гарсия), Британские Виргинские острова (столица Род-Таун), Гибралтар (столица Гибралтар), Каймановы острова (столица Джорджтаун), Остров Монтсеррат (столица Плимут), Остров Святой Елены (столица Джеймстаун), Остров Питкэрн (столица Адамстаун), Острова Тёркс и Кайкос (столица Коберн-Таун), Фолклендские острова (столица Порт-Стэнли), Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова (столица Грютвикен) и Суверенные Военные Базы на Кипре (столица Епископи)[29]. Стоит также отметить, что британские претензии на Антарктику не являются общепризнанными[30], наличие военных баз на Кипре оспаривается Республикой Кипр, а права на Фолклендские острова — Аргентиной. Вместе заморские территории занимают 1 727 527 км² (без Британской Антарктической территории — 18 127 км²), а их население составляет 260 000 человек[31]. Эти территории — остатки Британской империи и специально проголосовали за возможность остаться британскими территориями.

Коронные земли являются владениями Короны, в отличие от заморских территорий[32]. Сюда входят Баллеи Нормандских островов Джерси и Гернси в проливе Ла-Манш и Остров Мэн в Ирландском море. Площадь всех трёх Коронных земель составляет 766 км², а население — 235 000 чел. Являясь независимо управляемыми юрисдикциями, они не являются частью Великобритании или Европейского союза, хотя правительство Соединённого Королевства управляет иностранными взаимоотношениями и безопасностью, а Британский парламент имеет право издавать законы от имени территорий. Право издания законных актов, касающихся острова, сосуществует с собственными законодательными ассамблеями территорий с согласия Тайного совета Короны[33]. Главами правительств Коронных земель являются соответствующие Главные министры (в Мэне — с 1986 г., Гернси — с 2004, Джерси — с 2005).

Фото 1

Великобритания - United Kingdom

Великобритания - государство на северо-западе Европы, расположенное на одноимённом острове  а также занимающее северную часть острова Ирландия и множество более мелких архипелагов. Официальное название страны - Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Великобритания - одно из ведущих государств мира, которое является парламентской монархией. Страна имеет сухопутную границу с Ирландией и морские границы с Францией, Нидерландами, Германией, Норвегией, Швецией, Данией, Португалией (Гибралтар), Испанией (Гибралтар), Исландией, Бельгией и Фарерскими островами. Территория Великобритании омывается морями Атлантического океана: Северным, Ирландским, Кельтским и Гебридским. 

Великобритания - одно из самых популярных туристических направлений в мире. Эта небольшая страна имеет захватывающую историю и богатые культурные традиции. Исторические памятники здесь встречаются практически на каждом шагу: от доисторических сооружений эпохи неолита и Римской империи до красивых старинных замков и атмосферных средневековых городов. Великобритания имеет замечательные природные ландшафты и живописную провинцию, которая сохраняет свой исторический характер и традиционный уклад на протяжении нескольких столетий. 

Флаг Великобритании
  1. Полезная информация
  2. География и природа
  3. Климат
  4. Лучшее время для посещения
  5. История
  6. Административное деление
  7. Население
  8. Транспорт
  9. Города Великобритании
  10. Достопримечательности
  11. Проживание
  12. Кухня

Какая религия господствует в Великобритании?

Ни одному европейскому государству не присуще такое количество религий, как Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии. Хотя в стране всего две государственные церкви, англиканская в Англии и пресвитерианская в Шотландии, религиозный состав довольно разнообразен. Уэльс и Северная Ирландия не имеют государственной религии.

Королева Великобритании Елизавета II. Также и глава англиканской церкви.

Также широкое распространение получили христианство, Римско-католическая церковь, индуизм, иудаизм, буддизм, ислам и сикхизм. Помимо этих религий, в стране действует более 200 сект. Среди британцев есть и убежденные атеисты.

В Великобритании много верующих жителей. Каждый гражданин государства имеет право самостоятельно выбрать религию. Кроме того, любой англичанин вправе причислять себя к любой религии, даже если он будет единственным ее представителем.

Христианство является доминирующей религией, ее исповедуют около 70% населения, которое преимущественно принадлежит к англиканской церкви. Около 2 млн человек являются мусульманами, 650 тыс. – индуистами, 320 тыс. – иудеями, 200 тыс. – буддистами. 20% населения Британских островов относят себя к атеистам.

Церковь занимает важное место в жизни каждого британца. Поэтому в школах обязательным предметом является изучение религии, а уроки начинаются и заканчиваются молитвой. Помимо распространения религии в образовательных учреждениях, в Великобритании действуют воскресные школы. Но родители имеют право освободить детей от изучения этого предмета.

Церковь, Англия

Страна не содержит церковь, но финансирует ее с целью восстановления исторических памятников. Стоит учесть, что денежные средства направляются не только в христианские церкви.

Государственное устройство

Основные статьи: Политическая структура Великобритании, Британская монархия

Великобритания — унитарное государство с конституционной монархией. Королева Елизавета II является главой государства Соединённого Королевства и ещё пятнадцати независимых стран Содружества. Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение»[121]. Великобритания не имеет конституции как единого документа[122], как и всего лишь у трёх стран в мире — Новой Зеландии, Израиля и Сан-Марино. Конституция Великобритании состоит в основном из собрания различных письменных источников, включая статуты, судебных прецедентов и международных договоров, наравне с конституционными обычаями. Поскольку нет никакой технической разницы между обычными статутами и «конституционным правом», парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, и, таким образом, имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции. Однако стоит отметить, что ни один парламент не сможет принять закон, который следующий созыв не смог бы изменить[123].

Правительство

Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе, которую также используют по всему миру — наследие былой славы Британской империи. Парламент Великобритании, заседающий в Вестминстерском дворце, имеет две палаты: выборная Палата общин и назначаемая Палата лордов. Любой принятый документ требует Королевской санкции, чтобы стать законом. Парламент является главным законодательным институтом Великобритании, поскольку делегированный парламент Шотландии, а также ассамблеи Северной Ирландии и Уэльса не являются суверенными органами и, теоретически, британский парламент может их упразднить.

Позиция Премьер-министра, главы правительства Великобритании, принадлежит члену парламента, который сможет получить поддержку большинства в Палате Общин, обычно текущий лидер крупнейшей политической партии в палате. Формально премьер-министр и его кабинет назначаются монархом для формирования Правительства Её Величества, однако премьер-министр сам собирает кабинет и, по традиции, королева уважает выбор премьер-министра[124].

Вестминстерский дворец, место заседаний обеих палат парламента Великобритании.

Кабинет министров Великобритании обычно выбирается из членов партии премьер-министра в обеих палатах парламента, но в основном из Палаты Общин, перед которой он ответственен. Исполнительная власть осуществляется премьер-министром и кабинетом, которые все приносят присягу Тайному совету Великобритании. Достопочтенный Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии стал премьер-министром, Первым Лордом Казначейства и Министром Общественной Службы 11 мая 2010 года[125]. Для целей выборов в Палату Общин Великобритания поделена на 650 избирательных округов[126] где каждый отдельный член парламента выбирается обычным большинством. Общие выборы объявляются монархом тогда, когда ему советует это сделать премьер-министр. Парламентские акты 1911 и 1949 годов требуют, чтобы новые выборы были объявлены не позднее, чем спустя пять лет с предыдущих[127].

Тремя основными партиями Великобритании являются Консервативная партия, Лейбористская партия и Либеральные демократы. Во время общих выборов в 2010 году эти три партии получили 622 места из 650 возможных в Палате Общин[128]. Большинство остальных мест были получены маленькими партиями, которые участвовали в выборах только в одной части Британии: Шотландская национальная партия (только в Шотландии), Партия Уэльса (только Уэльс) и Демократическая юнионистская партия, Социал-демократическая и лейбористская партия, Ольстерская юнионистская партия и Шинн Фейн (все — только в Северной Ирландии, хотя Шинн Фейн также участвует в выборах в Республике Ирландия). В соответствии с политикой партии ни один член парламента из партии Шинн Фейн никогда не присутствовал в Палате Общин для представления интересов своего избирательного округа, поскольку члены парламента обязаны принести присягу монарху, что идет вразрез с политикой партии. Стоит правда отметить, что нынешние пять членов Шинн Фейн с 2002 года пользовались своими офисами и другими возможностями в Вестминстере[129]. Для выборов в Европейский парламент Британия имеет 72 депутата, выбранных в 12 округах с несколькими победителями в каждом[130].

Делегированные национальные администрации

См. также: Кабинет министров Северной Ирландии Здание в Эдинбурге, где заседает Парламент Шотландии.

Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия имеют свои собственные исполнительные власти, возглавляемые Первым Министром и деволюционную однопалатную законодательную власть. Англия, крупнейший регион Великобритании, не имеет ни исполнительной, ни законодательной власти и управляется напрямую Британским правительством и парламентом по всем вопросам Эта ситуация создала так называемую «проблему Западного Лотиана», связанную с тем, что депутаты из Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии могут голосовать, и иногда иметь решающую роль[131], по вопросам, касающимся Англии, которые решаются делегированными законодателями самостоятельно в своих регионах[132].

Шотландские Правительство и парламент имеют широкую власть по всем вопросам, которые не отнесены специальным образом в ведение Британского парламента, включая образование, здравоохранение, законы Шотландии и местное самоуправление[133]. После победы на выборах 2007 года Шотландская национальная партия, выступающая за независимость, сформировала шотландское правительство с партийным лидером Алексом Салмондом во главе[134]. Юнионистские партии ответили созданием комиссии по Шотландской деволюции[135], который в 2009 году подготовил рекомендации по делегированию дополнительной власти, включая контроль за половиной собираемых в Шотландии налогов[136]. На выборах 2011 года национальная партия вновь выиграла и получила большинство в Шотландском парламенте[137].

Правительство Уэльса и Национальная ассамблея Уэльса имеют более скромную власть, чем шотландские[138]. После принятия Акта об Управлении Уэльсом в 2006 году ассамблея могла принимать законы касательно делегированного региона через Согласия Ассамблеи после получения отдельного разрешения по конкретному закону от Вестминстера через «Законодательный Приказ»[139], однако с мая 2011 года Ассамблея может издавать законы через принятие Актов Ассамблеи без необходимости дополнительных разрешений. Нынешнее правительство было сформировано после выборов 2011 года и имеет лейбористскую администрацию, ведомую Карвином Джонсом, который был Первым Министром ещё коалиционной администрации Лейбористов и партии Уэльса с декабря 2009 года[140].

Кабинет министров Северной Ирландии и Ассамблея имеют власть более близкую к уровню Шотландии. Кабинет министров имеет двоевластие, Первый министр Питер Робинсон (Демократическая юнионистская партия) и замещающий Первый министр Мартин Макгиннесс (Шинн Фейн)[141].

Правовая система

Основные статьи: Английское право, Право Шотландии Королевские суды Правосудия Англии и Уэльса.

Соединённое Королевство не имеет единой правовой системы, поскольку в соответствии с пунктом 19 соглашения об объединении 1706 года Шотландия сохранила свою собственную правовую систему[142]. Сегодня Великобритания имеет три разных правовых системы: Английское право, право Северной Ирландии и право Шотландии. Недавние конституционные изменения привели к созданию Верховного суда в октябре 2009 года для замены Апелляционного комитета палаты лордов[143][144]. Судебный комитет Тайного совета, включающий в себя всех членов Верховного Суда, является верховным апелляционным органом для нескольких независимых стран Содружества наций, Британских заморских территорий и Коронных земель.

В Великобритании не существует единой писанной конституции, её заменяет совокупность актов различного характера, а также нормы общего права и некоторые конституционные обычаи. Наиболее важными актами, образующими британскую конституцию являются Великая хартия вольностей (1215), Хабеас корпус акт, Билль о правах (1689) и Акт о престолонаследии (1701).

Высший уголовный суд Шотландии.

Английское право, применяемое в Англии и Уэльсе, и Северо-Ирландское право основаны на общем праве[145]. Суть общего права состоит в том, что оно включает в себя большое количество всевозможных прецедентов — вынесенных судом решений по конкретному делу, которые в последующем становятся правилом, обязательным для применения в аналогичном деле всеми судами той же или низшей инстанции. Получается, что общее право создаётся самими судьями в процессе судебного разбирательства различных дел путём применения законов (статутов) и их толкования, при этом используя личное убеждение и здравый смысл к имеющимся фактам. Решения судов объявляются, записываются и используются в аналогичных судебных процессах в будущем («Стоять на решённом»)[146]. Вышестоящие суды не обязаны придерживаться решений, вынесенных нижестоящими судами, но могут их учитывать. Суды Англии и Уэльса возглавляются Главным Судом Англии и Уэльса, состоящим из Апелляционного Суда, Высокого Суда Правосудия (для гражданских дел) и Суда Короны (для уголовных дел). Верховный суд является последней инстанцией и для гражданских, и для уголовных дел в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, и любое принятое им решение является примером для любого другого суда в этих юрисдикциях, а также оказывает большое влияние и на другие юрисдикции[147].

Право Шотландии является гибридом общего права и континентального права. Главными судами являются Сессионный суд для гражданских дел и Высший уголовный суд для уголовных дел (его решения окончательны)[148]. Верховный суд Великобритании служит последней апелляционной инстанцией для гражданских дел шотландского права, но не для уголовных[149]. Шотландское прецедентное право уникально тем, что в нём существует три возможных варианта вердикта присяжных: «виновен», «не виновен», и «не доказано». Два последних являются оправдательными без возможности повторного суда[150], а вердикт «не доказано» также иногда в шутку называют «не виновен, но больше так не делай»[151].

С 1981 года по 1995 года количество преступлений в Англии и Уэльсе сильно увеличилось, однако затем, к 2008 году, упало от своего пикового значения на 48 %[152]. Количество заключённых за этот же период практически удвоилось, превысив 80 000, что означает, что Англия и Уэльс имеют самое высокое число заключённых в относительном выражении в Западной Европе с показателем в 147 заключённых на 100 000 жителей[153]. В Шотландии количество преступлений в 2010 году сократилось до самого низкого количества за последние 32 года, упав на 10 %[154]. В то же время количество заключённых превысило 80 000[155], побив все рекордные показатели[156].

Международные отношения

Основная статья: Внешняя политика Великобритании Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и Президент США Барак Обама во время саммита G-20 в Торонто 2010 года.

Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Содружества наций, G8, G20, НАТО, ОЭСР, ВТО, Совета Европы, ОБСЕ. Великобритания имеет «Особые Отношения» с США[157][158] и близкое партнёрство с Францией, «Сердечное соглашение», а также имеет общую программу ядерного вооружения с этими двумя странами. Другие близкие союзники включают других членов ЕС и НАТО и стран Содружества, а также Японию. Мировое присутствие и влияние Британии усиливаются также благодаря торговым отношениям, иностранным инвестициям, официальной помощи в целях развития и военным силам[159].

Ограничения на въезд

1 мая 2012 МИД Великобритании сообщил о введении запрета на въезд в страну нарушителям прав человека. В докладе МИД говорится:

Запрет на въезд в Великобританию будет в общем порядке распространяться на лиц, в отношении которых имеются независимые, надежные и заслуживающие доверия сведения об их причастности к нарушениям прав человека

— Би-Би-Си: «Британия закрывает въезд нарушителям прав человека»

«Доклад о состоянии демократии и прав человека в 2011 году» содержит отдельную статью, посвященную России. В ней говорится, в частности, о деле Сергея Магнитского. Доклад подчеркивает, что никто из ответственных за арест и гибель Магнитского в следственном изоляторе, а также чиновников, обвиненных им в коррупции, так и не был наказан[160].

Отношения с Российской Федерацией

Основная статья: Британо-российские отношения

24 апреля 1963 года между Великобританией и СССР была подписана Венская конвенция о консульских отношениях[161]. Однако на протяжении всей второй половины XX века отношения были чрезвычайно напряженными, поскольку страны были по разные стороны баррикад во время Холодной войны. После распада СССР, отношения между Великобританией и Российской Федерацией улучшились, однако в 2000-х годах снова пошли на убыль из-за разногласий по экстрадициям и событий, подобных делу Литвиненко.

Сотрудничество России и Великобритании осуществляется в основном через структуры Европейского союза. Двустороннее сотрудничество, таким образом, сводится к некоторым аспектам, включённые в программу ЕС-Россия, например, борьба с преступностью, военные учения и научные семинары по вопросам обороны. Экономическое сотрудничество осуществляется, главным образом, через Межправительственный Российско-Британский Комитет по торговле и инвестициям (МКТИ). Сессии МКТИ проходят на ежегодной основе при участии представителей ключевых Министерств и ведомств. Последняя VIII сессия состоялась в Москве 26 ноября 2010 года.

Происшествия с несогласием сторон по экстрадиции граждан (Лугового с территории России и Березовского из Великобритании), последовавшая высылка дипломатических лиц и прекращение сотрудничества в некоторых областях никак не сказались на совместных консультациях по предметам контроля и обеспечению безопасности. Также незатронутой политическими скандалами остаётся сфера борьбы с терроризмом, где стороны открыто высказывают заинтересованность в сотрудничестве, взаимных разработках и передаче опыта в вопросах противостояния данной угрозе[162].

В условиях непростого положения российско-британской дипломатии, многочисленных скандалов, невыполненных требований и претензий, нежелания идти на уступки, громких новостных репортажей и критических статей, не перестающих развивать тему задач и целей Березовского, политических убийств, причастности российских спецслужб к смерти британских подданных, разведывательной деятельности британских спецслужб на территории РФ, снижается возможность эффективной кооперации, уменьшается количество двусторонних проектов[163].

Вооружённые силы Великобритании

Основная статья: Вооружённые силы Великобритании Британские солдаты в Ираке

Великобритания имеет одну из самых технологически продвинутых и натренированных армий в мире и на 2008 год имела около 20 военных баз по всему миру[164][165][166]. По разным источникам, Британия имеет третьи или четвёртые в мире военные расходы, хотя занимает лишь 27-е место по численности войск. Общие военные расходы составляют примерно 2,5 % от ВВП страны[167]. Британская армия, Королевские военно-воздушные силы и Королевский военно-морской флот вместе составляют вооружённые силы Великобритании, которые официально называются Вооружённые силы Её Величества. Все три вида армий управляются Министерством Обороны и контролируются специальным Советом Обороны, возглавляемым Государственным Секретарём Обороны. Главнокомандующим Британских Вооружённых сил является британский монарх, королева Елизавета II.

Великобритания имеет самые большие воздушные силы и флот в ЕС и вторые по размеру в НАТО[168]. Министерство обороны подписало контракты общей стоимостью £3,2 миллиарда на постройку двух новых суперавианосцев типа «Куин Элизабет» 3 июля 2008 года[169]. На начало 2009 года Британская Армия насчитывала 105 750 военнослужащих, ВВС — 43 300, а Флот — 38 160[170]. Войска специального назначения Великобритании, такие как Особая воздушная служба и Особая лодочная служба имеют специальные войска для быстрого мобильного проведения военных контртеррористических операций на земле, воде и земноводные, обычно в случаях, где нужна секретность. Также имеются резервные силы, призываемые в случае необходимости, насчитывающие 404 090[170].

Основной задачей Британских Вооружённых сил является защита Соединённого Королевства и его заморских территорий, продвижение интересов безопасности Великобритании и поддержка международных миротворческих усилий. Они являются активными и регулярными участниками НАТО. Иностранные гарнизоны и базы находятся на острове Вознесения, в Белизе, Брунее, Канаде, Кипре, Диего-Гарсие, Германии, на Фолклендах, в Гибралтаре, Кении и Катаре[171].

Несмотря на военные возможности Великобритании, в последнее время военная политика страны основывается на том, что «наиболее ресурсоёмкие операции» проводятся в составе коалиции[172]. Не считая интервенцию в Сьерра-Леоне в 2000 году, британские военные операции в Боснии, Косово, Афганистане, Ираке, и совсем недавняя в Ливии, следуют этому утверждению. Последняя война, в которой Великобритания участвовала одна, была Фолклендская война в 1982 году, которая окончилась победой.

Вопросы и ответы

Как ИП правильно работать с иностранными заказчиками?

Эксперт:

Василий,
Расскажу по порядку про налогообложение, затем про порядок действий, составление договора, про валютный контроль без штрафов.
Исходя из своего опыта работы в части сопровождения моих клиентов при работе с иностранными заказчиками (в основном это США, Канада, Кипр, Великобритания, Австралия, Израиль, Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Чехия, Эстония и другие страны ЕС, а также Китай), прохождения валютного контроля, а также прохождения налоговых проверок со своими клиентами хотелось бы сразу отметить, что ничего сложного в том, чтобы начать работу с иностранным заказчиком нет. Главное 1 раз все грамотно настроить и тогда можно будет совершенно спокойно работать, но очень важно на старте не наделать ошибок, так как штрафы за нарушение валютного законодательства довольно большие.
1. Как платить налоги при работе с иностранными заказчиками.
Есть следующие варианты оплаты налогов при работе с иностранным заказчиком:
1.1. Работа с иностранным заказчиком как ИП. Обычно применяем УСН.
Однако в Вашем случае речь идет о разработке ПО – можно рассмотреть патент (ПСН) – в зависимости от региона и планируемых сумм налоговую нагрузку при приобретении патента можно сократить в разы по сравнению с УСН.
Правда для возможности применения патента должны обязательно соблюдаться определенные требования.
1.2. Работа с иностранным заказчиком как самозанятый. Нужно помнить, что у самозанятого есть лимит по доходу – не более 2,4 млн / год.
1.3. Работа с иностранным заказчиком как физическое лицо.
Сказать, что какой-то вариант однозначно лучше нельзя. Чаще всего мы используем вариант работы как ИП, поскольку он универсальный и подходит для всех случаев.
Самозанятость и работа просто как физическое лицо не всегда подходят, по ним есть ограничения, хотя и свои плюсы тоже есть.
Если у Вас только один клиент — можно работать с иностранным клиентом просто как физическое лицо. Правда ставка налога будет 13%, в то время как у ИП всего 6% или вообще патент.
Если клиентов несколько – это уже предпринимательская деятельность и оптимально выбирать вариант с ИП.
Чаще всего вариант работы как физическое лицо мы с клиентами выбираем, когда работа планируется непродолжительная (чаще всего это ситуации, когда клиент несколько месяцев работает с иностранной компанией дистанционно из России, после чего планируется переезд к месту работы).
Если все грамотно настроить, то при работе как ИП можно большую часть взаимоотношений с налоговой автоматизировать, в том числе сдачу отчетности и тогда Вы практически вообще не будете тратить время на юридические формальности.
2. Как открыть счет для валютного контроля.
Если говорить про ИП, то при открытии счета в банке для прохождения валютного контроля нужно учесть следующие нюансы:
А) Если оплата в иностранной валюте — нужно открыть отдельно транзитный и валютный счета. В договоре указываются реквизиты транзитного счета, поскольку именно на него иностранный контрагент будет отправлять деньги.
Плюс всегда к валютному счету открывается рублевый, поскольку, например, налоги Вы можете платить только в рублях.
Итого уже 3 счета.
Б) Не нужен транзитный счет только если оплата идет в рублях РФ (иногда бывает такое при работе с иностранной компанией). Тогда деньги просто поступают на Ваш рублевый счет.
Правда валютный контроль все равно будет. Даже если деньги идут в рублях, банк все равно видит, что деньги пришли от иностранного контрагента и инициирует валютный контроль.
3. Как начать работу с иностранным заказчиком.
Для начала работы на иностранного заказчика Вам нужно заключить договор. Договор можно заключить в следующих формах:
— в форме стандартного договора. Есть следующие варианты:
А) стандартный обмен бумажными формами через курьера (почти не применяется).
Б) подписание договора путем обмена сканами (п.2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ). То есть подписали, отсканировали – скинули контрагенту, он сделал тоже самое и по итогу у каждого есть скан договора, подписанный с двух сторон. Действующее законодательство, а также налоговая и банковская практика полностью допускают такой вариант, то есть этот способ ничем не уступает первому варианту, но при условии, что в этом случае Вы соблюдаете специальные требования, установленные законом и практикой для данного способа подписания Договора и данный способ отражен в самом договоре.
В) через специальные сервисы, типа DocuSign.
— в форме счета-договора (инвойса-договора) – то есть когда мы объединяем инвойс и договор и делаем все в одном документе (больше подходит для разовых/периодических услуг на небольшие суммы).
— в отдельных случаях можно использовать вариант с договором-офертой (есть особенности).
Также часто бывают ситуации, когда у Вас нет вообще договора с иностранным заказчиком по разным причинам (контрагент не хочет подписывать, сотрудничество нерегулярное и т.п.) – в этом случае у Вас все равно сохраняется возможность легализовать свой доход, но нужно детально анализировать всю ситуацию и выбирать оптимальное решение.
4. Требования к Договору с иностранным заказчиком можно разделить на 2 составляющие:
— требования законодательства (то есть для определенных видов договоров закон устанавливает требования что именно в них должно быть учтено, какие условия должны быть прописаны и т.д.).
— требования из банковской практики. В рамках прохождения валютного контроля по валютному договору банк будет изучать Ваш договор и помимо соблюдения формальных требований законодательства банк должен видеть и понимать, что цель договора – это действительно оформление реальных правоотношений между Вами и иностранной компанией. Здесь уже есть отличия от банка к банку (Сбербанк имеет свою практику, Тинькофф, Точка, Модульбанк, Альфа-Банк свою и т.д.).
Если эти требования не соблюдать, то банк может заподозрить Вас в фиктивности договора, а в отдельных случаях еще и в попытке отмывания денег через данный договор.
Логика банка здесь очень простая – когда 2 стороны заключают между собой реальный договор, они заинтересованы в защите своих интересов по договору. Например, если российский ИП заключает договор на разработку программного обеспечения с иностранной компанией, то с точки зрения банка логично, что заказчик будет заинтересован в том, чтобы в договоре были прописаны сроки выполнения работ, порядок устранения недостатков, порядок приемки и т.п., а исполнитель заинтересован в том, чтобы в договоре четко были прописаны условия и порядок оплаты по договору. Если банк видит, что в договоре «криво» прописаны условия про сроки выполнения работы, порядок приемки и т.п., то у банка могут возникнуть сомнения – действительно ли договор реальный, поскольку для банка подозрительно почему заказчик так беспечен по отношению к таким важным пунктам в правоотношениях между сторонами.
Безусловно, все нюансы по требованиям банков к договору здесь я не смогу описать, но наиболее общими требованиями являются следующие:
4.1. Предмет договора с иностранным заказчиком.
Обязательно должен быть конкретизирован, то есть просто «разработка программного обеспечения» — это не лучший вариант, желательно прописать, например, для чего разрабатывается ПО (для каких целей, для какого проекта и т.п.). Здесь допустимы следующие варианты:
— в договоре делается непосредственно ТЗ на разработку (очень редко применяем, обычно только для очень крупных проектов).
— делаем рамочный договор, а именно в договоре прописывается общая формулировка, например, та же «разработка программного обеспечения» + дополнительно прописываем, что Стороны конкретные услуги и требования к ним согласовывают дополнительно и фиксируют в инвойсах (счетах на оплату) или в отдельных дополнительных соглашениях.
— делаем рамочный договор с иностранным заказчиком, а именно в договоре прописывается общая формулировка + дополнительно указываем в договоре, что конкретные услуги согласовываются в переписке по электронной почте, мессенджерах, системах постановки задач и т.п. Обращаю внимание, что подобный вариант также полностью соответствует закону и также устраивает банки.
4.2. Порядок и сроки оплаты.
За нарушение сроков оплаты можно получить крупный штраф вплоть до 30% от суммы перевода, поэтому обычно я рекомендую прописывать сроки таким образом, чтобы они точно не были нарушены (то есть с привязкой к какому-либо событию, которое мы сами контролируем – выставление инвойса, подписание акта + прописывать сроки с запасом и т.д.).
Еще бывают ситуации, когда иностранная компания проводит оплату не напрямую на р/с ИП/ООО, а через различные платежные системы (wise, paypal, payoneer, и т.д.) – тут нужно каждую ситуацию смотреть отдельно (допустимо это или нет) и, если допустимо – этот момент также обязательно должен быть прописан в договоре.
Сумма оплаты тоже может заинтересовать банк, а именно если сумма покажется банку неоправданно завышенной (например, если простая консультация стоит 50000 долларов), либо банку покажется сомнительным порядок формирования стоимости услуг (например, если из договора следует, что услуги оказываются нерегулярно, а стоимость, указанная в договоре, прописана фиксированная каждый месяц) – тоже могут быть проблемы.
Обращаю внимание, что оплата может быть определена в договоре следующими способами:
— фиксированная плата за весь договор – это подходит для разовых услуг.
— фиксированная ежемесячная оплата – это подходит для вариантов, когда Ваш заказчик – это фактически Ваш работодатель, либо, когда объемы работы на иностранного заказчика примерно одинаковый из месяца в месяц.
— почасовая оплата. Подходит для любых ситуаций, поскольку механизм оплаты максимально прозрачен. Этот вариант также полностью законен, единственное к нему есть свои требования. В частности, важно расписать как именно ведется учет количества часов (через специальную программу, либо учет количества часов ведет исполнитель) и по итогу количество часов и общий размер должны фиксироваться в ежемесячных инвойсах или актах. То есть здесь важно, чтобы для банка и для налоговой механизм расчета количества часов был максимально прозрачен (не должно быть ситуаций, когда ИП работает один, а количество часов за месяц вышло 400, например).
Также отмечу, что если нужно, то в договоре можно прописать выплату бонусов (отношения по договору с зарубежным заказчиком не могут признать трудовыми), а также компенсацию расходов (например, на покупку оборудования (ноутбука и т.п.), на связь и иные подобные расходы).
4.3. Сроки выполнения работы.
Если ситуациях такая, что определить срок заранее нельзя (а так происходит в большинстве случаев), то обычно мы привязываем срок к определенным событиям (оплата и т.д.) + в отдельных случаях прописываем предварительные сроки, а затем по ходу работы конкретизируем их через дополнительные соглашения.
Но наиболее распространённый вариант – это история с рамочным договором, когда мы прописываем то, что сроки оказания услуг согласовываются дополнительно путем переписки по электронной почте и т.п.
4.4. Порядок приемки услуг.
Здесь все зависит от ситуации, с точки зрения закона допустимы следующие варианты:
— стандартный вариант, при котором подписываются акты выполненных работ. Акты обычно подписываются:
а) либо один раз за весь договор (обычно подходит если договор на разовую услугу),
б) помесячно/поквартально – если это фактически трудовой договор с иностранным заказчиком, либо договор предполагает выполнение регулярной работы,
в) по итогам выполнения отдельных заданий в рамках договора по каждому заданию отдельно.
— упрощенный вариант (в основном именно его применяем), когда акты мы не подписываем, а факт приемки работ привязываем к определенным событиям (оплата по договору, направление определенного текста на электронную почту, отсутствие претензий в течение какого-либо времени и т.п.).
Выбор конкретного варианта зависит от ситуации, обычно я рекомендую определенный вариант уже после детального изучения ситуации клиента.
4.5. Применимое право по валютному договору.
Здесь нужно определиться с тем, каким законодательством регулируются взаимоотношения с зарубежным заказчиком и суды какого государства будут рассматривать споры – обычно рекомендуется РФ, остальное уже зависит от того, согласен ли на это иностранный заказчик.
4.6. Способ коммуникации по договору с иностранным заказчиком.
Если у Вас дистанционное взаимодействие с контрагентом (а при работе с иностранными заказчиками это почти 100% случаев), то обязательно нужно:
— ввести договором электронный документооборот (если делать это грамотно, там будет достаточно много пунктов, я сейчас не буду все их расписывать),
— указать в договоре все контактные данные Сторон (электронные почты, номера телефонов, мессенджеры) и данные уполномоченных представителей сторон.
— если используются специальные системы для связи между сторонами, а также для постановки задач или учета количества часов – также обязательно нужно это фиксировать в договоре.
4.7. Реквизиты сторон в договоре.
Как ни странно, здесь часто допускаются ошибки. Например, я часто встречал некорректное написание страны контрагента (упускали слово «Республика …» и т.п.). Желательно точное наименование брать из общероссийского классификатора стран мира Классификатор ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Также по моей практике часто не полностью указываются реквизиты банка (упускается адрес банка и т.п. ).
5. Как ИП пройти валютный контроль при работе с иностранным заказчиком.
Если Вы будете работать как ИП, то будете проходить валютный контроль при получении денег на расчетный счет в Вашем банке.
Очень важно соблюдать требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, а также Инструкцию Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
Договоры с иностранными заказчиками подлежат постановке на учет, если сумма контракта 6 млн рублей по экспорту (или эквивалент в валюте), 3 млн рублей (или эквивалент в валюте) по импорту. Если в договоре нет фиксированной суммы, то в этом случае обязанность зарегистрировать договор появится, как только сумма контракта достигнет указанных сумм.
Если сумма договора за весь период его действия не превышает 200 тысяч руб. (то есть если будет 3 платежа по 100 т.р., то это уже 300 т.р. и под исключение Вы не подпадаете), то не обязательно предоставлять документы в банк. Правда формально у банка все равно остается право запросить документы, если у него появятся сомнения относительно совершаемых Вами операций.
В целом нюансов по валютному контролю достаточно много, но они по большей части касаются не отдельных формальных процедур, а составления грамотного договора с иностранной компанией на оказание услуг.
6. Штрафы за нарушение валютного законодательства (ответственность за нарушение валютного законодательства):
Если требования валютного законодательства не соблюдать, то можно получить штраф по ст. 15.25 КоАП РФ.
Наиболее распространенные штрафы:
— Ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ — совершение незаконных валютных операций. от 75% до 100% от сумм всех операций.
— Ч.4 ст. 15.25 КоАП РФ — нарушение сроков репатриации валютной выручки. От 5 до 30% от сумм всех операций, если по договору оплата в иностранной валюте.
Самый простой и популярный пример — иностранная компания нарушила срок оплаты по договору. Даже если нарушила на один день — грозит штраф по Ч.4 ст. 15.25 КоАП РФ.
Есть целый ряд инструкций по тому, как минимизировать риск такого штрафа, основных направлений 2:
а) Изначально в договоре предусмотреть порядок оплаты таким образом, чтобы минимальное количество ситуаций подпадало под нарушение сроков оплаты.
б) В случае, если нарушение все-таки произошло — подписать дополнительное соглашение, которым продлить срок конкретной оплаты.
Это лишь один из примеров штрафов.
В отдельных случаях может грозить ответственность по ст. 193 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации».
Основной принцип — 99% рисков можно минимизировать, если сделать правильный договор.
7. Как получить оплату от иностранного заказчика так, чтобы банк не заблокировал счет по 115-ФЗ.
Есть такой закон (115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). На практике его использование банками выходит далеко за пределы отмывания денег и финансирования терроризма.
Суть в том, что на основании данного закона банк вправе запрашивать документы у своих клиентов, если их операции кажутся банку подозрительными. Если документы не понравятся — банк может заблокировать счет.
То есть:
а) Если у Вас грамотный договор, все сделано адекватно — никаких проблем не будет.
б) Если у Вас все сделано «криво» — можно в любой момент получить проблемы с банком.
Например, суммы по договору должны быть адекватны. Адекватны — это не значит маленькие, это значит, что они должны соответствовать квалификации и/или объему работы.
Если Вы только вчера зарегистрировались как ИП и уже сегодня у Вас в месяц пошли суммы 2-3 млн / мес., при этом у Вас нет сотрудников — здесь могут быть вопросы со стороны банка.
Но эти риски тоже решаемы и заранее прогнозируемы, нужно индивидуально разбирать каждую ситуацию.
Если Вам потребуется помощь в подготовке Договора для работы с иностранным заказчиком, а также полная настройка схемы работы с иностранным заказчиком — Вы всегда можете обратиться ко мне в чат и получить помощь в решении своих вопросов (для этого Вам нужно нажать на кнопку «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» на странице моего профиля — pravoved.ru/lawyer/362... (можно перейти по ссылке или нажав на мою фотографию)).
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://visasam.ru/emigration/vybor/strany-v-sostave-velikobritanii.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/86
  • https://traveller-eu.ru/velikobritaniya
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий